secretmag.ru
Мнения

Наталья Мараховская. Как я выжимаю прибыль из бизнеса на доставке свежих соков

Кухонный стартап
Пять лет назад я начала менять свою жизнь. Решение пришло само собой: я активно занималась йогой, бегом и другими видами спорта, но при этом меня не покидало ощущение, что для достижения гармонии и поставленных целей чего-то не хватает. Как-то на обеде в ресторане я заказала рыбу, диетическое, казалось бы, блюдо, но после еды меня начало резко клонить в сон. Ожидала прилива энергии, а она, напротив, ушла из тела. В этот момент я поняла, что в рационе питания пора что-то менять и решила отказаться от продуктов животного происхождения. С тех пор я после каждого приёма пищи анализировала реакцию организма на различные сочетания овощей, фруктов, круп и злаков, а ещё через четыре года занялась изучением сокотерапии. Это метод лечения и оздоровления соками холодного отжима, сохраняющими все важные микроэлементы. Грамотно выстроенный курс помогает укрепить иммунитет, сбросить веса, очистить организм от шлаков.

Пять лет назад я начала менять свою жизнь. Решение пришло само собой: я активно занималась йогой, бегом и другими видами спорта, но при этом меня не покидало ощущение, что для достижения гармонии и поставленных целей чего-то не хватает. Как-то на обеде в ресторане я заказала рыбу, диетическое, казалось бы, блюдо, но после еды меня начало резко клонить в сон. Ожидала прилива энергии, а она, напротив, ушла из тела. В этот момент я поняла, что в рационе питания пора что-то менять, и решила отказаться от продуктов животного происхождения. С тех пор я после каждого приёма пищи анализировала реакцию организма на различные сочетания овощей, фруктов, круп и злаков, а ещё через четыре года занялась изучением сокотерапии. Это метод лечения и оздоровления соками холодного отжима, сохраняющими все важные микроэлементы. Грамотно выстроенный курс помогает укрепить иммунитет, сбросить вес, очистить организм от шлаков.

Разумеется, я перепробовала большинство того, что предлагалось в тот момент на рынке, и почти все соки мне не понравились — только два оказались действительно приятными на вкус. Остальное было совершенно невкусно, хотя, возможно, и полезно. Я не могла себя пересилить: получалось, ты сидишь целый день без еды — и при этом приходится пить то, что не нравится. Кроме того, сок доставляли в каких-то грязных бутылочках со следами пальцев и делали это в совершенно неудобное время. Я встаю очень рано и начинаю завтракать в 8 утра, а свежие соки мне привозили только к 11, а иногда и позже.

В принципе, соки можно делать и в домашних условиях, но, чтобы получился качественный продукт, необходимо использовать специальную шнековую соковыжималку, которая стоит около 45 000 рублей. Сейчас я пользуюсь двухшнековой, которая стоит в два раза дороже. Такие аппараты перерабатывают продукты эффективнее, чем центробежные аналоги. Кроме того, шнековая соковыжималка оставляет после себя меньше отходов и может работать с такими нестандартными продуктами, как, например, гранат, виноград или семена пшеницы.

Изучив все нюансы, я решила, что буду отжимать соки сама. Сперва я делала это только для себя, но потом об этом меня стали просить знакомые, потом — знакомые знакомых. Я поняла, что из этого занятия можно попробовать сделать бизнес, и стала размещать информацию о напитках в Instagram, Facebook и «ВКонтакте». Поначалу на рекламу уходили почти все доходы, и я продолжала жить на деньги, которые зарабатывала сертификацией строящихся объектов. Тем не менее я решилась масштабировать свой скромный бизнес.

В июне 2015 года я зарегистрировала компанию Food Spa, арендовала под производство комнату площадью 15 кв. м в столовой (это позволило избежать оформления санитарных разрешений). Первые серьёзные продажи начались уже в июле. За три месяца я и моя помощница с помощью простой бытовой шнековой соковыжималки сделали 1500 бутылочек сока. Выручка составила 450 000 рублей, но прибыли по-прежнему не было. Убедившись, что мои детокс-соки в принципе востребованны, вместо бытовой соковыжималки я заказала профессиональное оборудование в Корее. Его пришлось ждать два месяца, после чего в районе метро «Нагорная» я открыла уже полноценный цех.

Главное отличие моих соков от того, что предлагается в кафе и ресторанах, заключается в технологии приготовления. Мы используем только холодный отжим, без нагревания и разбавления конечного продукта. Все соки детокс-программы — это коктейли из овощей, фруктов и зелени, состав которых сбалансирован диетологом. Такого специалиста я привлекла в момент составления рецептов соков и периодически консультируюсь с ним до сих пор.

Чем больше соков мы выжимали, тем с большим количеством проблем приходилось сталкиваться. Так, быстро выяснилось, что в Москве не так-то просто найти качественное сырьё. Овощи и фрукты были буквально напичканы всякими ГМО, помидоры казались пластмассовыми, огурцы — пустыми. Во многих случаях нам вообще приходилось делать возврат, особенно часто такое происходило с корнеплодами и яблоками. Плоды для соков привозили уже мягкими, и в итоге сок получался похожим на пюре. Для нас такое неприемлемо, потому что яблоки — один из важнейших продуктов в детокс-программах. Представьте: в месяц на производство у нас уходит около 5 т продуктов, из них только 900 кг — яблоки.

Я начала искать компании, поставляющие сельхозпродукцию напрямую от производителя. И мне удалось найти качественные овощи и фрукты из теплиц Волгоградского и Краснодарского краёв. Турецкие фрукты я не покупаю. Выглядят они обычно так, что уверенности в том, что их не обрабатывали химией, у меня нет. Сейчас у меня более двух десятков постоянных поставщиков. Они периодически сменяют друг друга: кто-то уезжает к себе в теплицы, кто-то — привозит свежую продукцию.

Соки — это в большой степени сезонный бизнес. Летом гораздо проще найти качественные овощи и фрукты по выгодным ценам. Зимой всё дорожает в разы. При этом я держу неизменную цену на соки круглый год: летом она не снижается, но зато и зимой моя продукция не дорожает, а качество сохраняется. Летом, правда, заказов всё же поступает меньше, поскольку многие на этот период уезжают из Москвы до сентября.

Вторая неожиданность, с которой я столкнулась, — сложности с доставкой. Вначале я попробовала привлечь стороннюю курьерскую службу, но она была не в состоянии привезти продукцию в строго указанное время. Поэтому я сама наняла курьеров, и сейчас их в компании более 15 человек. Все они разбираются в продукте и могут ответить на вопросы, возникающие у клиентов. Есть даже театральные актёры. Доставка осуществляется строго к назначенному времени. Как правило, клиенты не заказывают по одной бутылочке. Средний чек — 3500 рублей. Стоимость доставки, 350 рублей, оплачивается дополнительно.

Третья проблема состояла в том, что многие женщины, как выяснилось, готовы платить лишь за то, чтобы быстро сбросить вес. Когда я только запускала бизнес, рассчитывала, что смогу донести до людей философию здорового образа жизни, но только в редких случаях мне это удавалось. Когда я строчила рекламные сообщения вокруг идеи здоровья, отклика почти не было, зато тысячи женщин активно кликали на рекламу с таким текстом: «Минус один сантиметр на талии всего за один день». Нет, это ни в коем случае не было обманом (при правильном прохождении детокс-программы вполне реально похудеть на 1 кг за сутки), но всё-таки я не думала, что стану работать для тех, кто мечтает сбросить вес не вставая с дивана.

Сейчас мы производим уже около 12 000 бутылочек в месяц. В среднем, в зависимости от дня недели, получается 400 бутылочек детокс-соков в день. Большинство стоит 300 рублей за бутылочку, но есть и более дорогие: соки из граната или из клубники стоят по 600 рублей. Бизнес уже окупился: на данный момент все инвестиции в компанию составили около 2,5 млн рублей, в то время как оборот за 2016 год получился около 18 млн рублей. В начале этого года мы закупили дополнительное оборудование и сняли ещё одно помещение.

Помимо соков у нас уже появились полезные супы и десерты. Последние мы даже начали поставлять в московские кафе. В отдалённой перспективе я планирую продавать франшизу — запросы на неё поступают уже сейчас. Всё складывается хорошо, но вынуждена признать, что конкуренция растёт. Сейчас в моей нише работают две крупные и около десятка небольших компаний. Кроме того, косвенными конкурентами я считаю торговые сети премиального уровня.

Фотография на обложке: Getty Images