Никита Касьяненко. Четыре тренда, меняющие автоиндустрию
В ноябре в Штутгарте проходила конференция по автомобильной телематике TU-Automotive Europe 2015. Выступали руководители всех крупнейших автоконцернов и разработчиков автомобильных технологий. Послушав представителей Mercedes-Benz, Toyota, Tom-Tom и других компаний, я обнаружил четыре перспективных технологических тренда, которые уже в ближайшее время изменят индустрию.
Автомобиль как гаджет
Как включить автомобиль в экосистему, которую уже образуют различные гаджеты и сервисы? Это одна из главных задач, стоящих перед производителями прямо сейчас. Вице-президент BMW по новым технологиям и бизнес-моделям Дитер Мэй рассказывал на TU-Automotive Europe, что автомобиль должен стать продолжением смартфона, что система управления машиной должна быть не просто интерактивной и интуитивно понятной, но и самообучающейся.
Простой пример. Вы приехали в аэропорт, оставили машину на парковке — и улетаете в командировку. Автомобиль, пока вас нет, сверяется с календарём, который вы ведёте в смартфоне, уточняет дату и время вашего возвращения и ровно к этому моменту прогревает салон.
В этом же направлении развивается компания Toyota, которая обещает объединить автомобили, гаджеты и умные дома водителей в единую сеть. Этот подход разделяют и представители Mercedes-Benz. Глава подразделения компании Connected Car Кристоф Хартунг рассказывал о сервисе Mercedes Me, который не только позволяет управлять некоторыми функциями автомобиля удалённо, но также следит за состоянием автомобиля, передаёт данные компании, которая его обслуживает, и в случае чего сам подаёт заявку на техобслуживание.
Автопилот 2.0
Ещё один важный тренд — дальнейшее развитие картографических сервисов. По словам главы компании Tom-Tom, крупнейшего производителя навигационного оборудования, Петера Франса Пауэлелса, уже к 2020 году не останется автомобилей без навигации.
При этом карты в следующем десятилетии будут серьёзно отличаться от тех, что у нас есть сейчас. Они будут работать в реальном времени и обновляться каждую секунду. Автомобили, использующие технологию машинного зрения, смогут собирать информацию о пробках, погоде, дорожных знаках, ремонтных работах и т. д. и передавать её на облачные серверы, с которого обновления будут «подгружаться» другим участникам интеллектуальной транспортной сети.
Эта схема уже получила название «живых карт» (living map). Как говорит генеральный директор Telenav Филипп Кандал, в ближайшем будущем карты позволят сформировать что-то вроде социальной сети для машин. Они будут «общаться» между собой (подобно тому, как мы общаемся в Facebook), получая максимально свежие картографические данные. Только так можно будет создать высокоточные карты, которые сделают беспилотный автомобиль массовым продуктом.
Умное вождение
Развитие телематических сервисов позволит автопроизводителям и разработчикам собирать большие массивы данных, которые затем могут быть использованы для повышения уровня безопасности и снижения стоимости владения автомобилем. К примеру, одним из трендов ближайшего будущего является появление страховок, стоимость которых зависит от стиля вождения (usage based insurance).
С помощью установленного в машине модуля для сбора телематических данных (включение и отключение двигателя, ускорения и торможения, пристёгнутый ремень и тому подобное) страховые компании смогут получать информацию о том, насколько аккуратно и активно водит машину их клиент. Чем меньше и аккуратнее ездит автовладелец, тем дешевле будет стоить его полис.
Кроме того, телематические системы смогут выдавать автовладельцам рекомендации по изменению стиля вождения, чтобы сделать его более безопасным и экономным. Подобный сервис своим клиентам уже предлагает американская General Motors.
Новые игроки
В будущем технологические гиганты вроде Apple или Google не только помогут расширить список доступных автовладельцам продуктов и услуг, но и сами станут конкурентами традиционных производителей.
Опасения в среде автопроизводителей крепнут, и некоторые, пока не поздно, пытаются привлечь интернет-гигантов на свою сторону. Так, General Motors решила предоставить покупателям возможность подключения телематического сервиса Apple под названием Car Play, а не настаивать на использовании штатного оборудования вроде Onstar.
Вице-президент по маркетингу компании Airbiquity Скотт Франк, впрочем, предупреждает, что партнёрство с Apple и Google не закончится для автопроизводителей ничем хорошим, поскольку интернет-компании станут конкурировать с ними в области создания платформ для автомобилей.
Для потребителей такая конкуренция несёт в себе только плюсы. Технологии благодаря обострению борьбы за их деньги будут развиваться быстрее, и это позволит за считаные годы радикально повысить комфорт езды, поднять уровень безопасности дорожного движения и серьёзно снизить стоимость владения личным транспортом.
Фотография на обложке: Wikipedia Commons