Что нужно знать о токенах и ICO, чтобы не прогореть
Токены — это не цифровые фантики, а real thing. Среди проектов, которые уже провели или готовятся провести ICO, есть по-настоящему перспективные. Но инвестировать в них нужно осторожно.
Как всё начиналось
Идея токенизации бизнес-проектов родилась не вчера.
Столетия назад купцы чеканили токены, чтобы профинансировать торговые экспедиции. Если предприятие оказывалось успешным, держатели токенов получали дефицитные товары для личного пользования или перепродажи. Но если экспедиция проваливалась (например, на корабль нападали пираты), инвестиции сгорали.
Во время промышленной революции в Британии предприниматели и банкиры чеканили собственные монеты для расчётов с сотрудниками и партнёрами.
Токены вернулись в современный финансовый мир благодаря блокчейну. По сути, первый токен — это биткоин. Инфраструктура, которая необходима для его работы, поддерживается пользователями децентрализованно. В качестве вознаграждения они получают монеты, которые можно продать на бирже или использовать как платёжное средство.
Зачем стартапу чеканить токены
Небольшая команда, ограниченная в финансах и ресурсах, за счёт децентрализации может обслуживать масштабные бизнес-проекты.
Например, облачное хранилище Storj размещает данные в зашифрованном виде на жёстких дисках пользователей, оплачивая хранение токенами. Токен Storj стоит на бирже $2, капитализация стартапа оценивается в $156 млн.
Эмиссия токенов решает и другую характерную для стартапов проблему. Для блокчейн-стартапов держатели токенов, по сути, становятся первыми клиентами.
В 2016 году выпуск токенов дал блокчейн-индустрии в два раза больше денег, чем сделки с фондами и инвесторами: $330 млн против $140 млн.
Эмитировать токены достаточно просто. Это можно сделать, например, на базе Ethereum. Стартап сам устанавливает порог стоимости, конечная цена фиксируется при проведении ICO. Затем она будет меняться в зависимости от спроса.
Чтобы провести ICO, не нужно нанимать аудиторов для оценки состояния проекта, не нужно ничего согласовывать с регуляторами.
Инвесторы изучают и оценивают проекты и команды, ориентируясь на описания бизнес-идей и технологий, публикации в медиа, мнения криптовалютных сообществ и рейтинги (например, ICOrating).
Изучая white paper, обращайте внимание не только на бизнес-модель, но и на то, есть ли у команды релевантный опыт. Пока что главная беда ICO в том, что непрофессиональные инвесторы отдают деньги непрофессиональным командам.
Большинство проектов, которые делают ICO, находятся на стадии идеи (white paper), 15–20% — на стадии только что запущенного продукта. Реального бизнеса и выручки в индустрии пока почти нет.
Токены можно не только купить, но и заработать
Владельцев токенов условно делят на инвесторов и контрибьюторов.
Первые покупают токены за деньги, вторые — зарабатывают, внося вклад в развитие продукта. Например, в проекте Steem («децентрализованный Reddit») контрибьюторы получают токены в обмен на новости или контент.
Какую выгоду в итоге извлекают владельцы токенов?
Во-первых, они получают продукт или сервис, которым хотели бы пользоваться. Это можно сравнить с долевым строительством: кто-то платит деньги, кто-то работает на стройке.
Во-вторых, инвесторы и контрибьюторы зарабатывают на росте токенов в цене. На этапе укладки фундамента квартира стоит в разы дешевле, чем в момент сдачи дома.
Когда число желающих жить в новом доме превысит количество готовых квартир, стоимость жилья на вторичном рынке значительно возрастает. С токенами то же самое.
Стоимость биткоина с ростом числа его держателей за восемь лет выросла с нуля до нескольких тысяч долларов. Цена токенов Ethereum с ростом популярности платформы выросла на 2800% всего за год.
Как обеспечивается экономическая ценность токенов
Капитализация токенов на сегодняшний день превышает $100 млрд. Рыночная стоимость токена определяется объёмом эмиссии токенов и скоростью их обращения. В этом смысле токены больше похожи на валюты, чем на акции.
Что будет с вашими токенами, если проект не взлетит
Условия ICO закладывают в смарт-контракты, чтобы они применялись автоматически.
Первый вопрос, на который должны ответить организаторы, звучит так: что будет с деньгами инвесторов, если в ходе раунда проект не соберёт нужную сумму? Многие, программируют смарт-контракт так, чтобы в этом случае деньги автоматически вернулись в кошельки покупателей.
Второй вопрос: как будет контролироваться сохранность собранных средств? Обычно деньги в ходе ICO аккумулируются в эскроу-кошельках, для доступа к которым требуется несколько ключей. Чтобы гарантировать, что организаторы проекта не сбегут с деньгами после ICO, один из ключей передаётся третьей стороне, не связанной со стартапом.
Случаются ли кражи? Конечно. Например, у инвесторов проекта Enigma, который в ходе pre-ICO собрал $20 млн, похитили $500 000 через фишинговые сообщения в Slack. В дальнейшем, правда, компания возместила инвесторам причинённый хакерами ущерб.
И наконец, третий вопрос: что будет, если проект не взлетит? Ответ почти всегда один: отсутствие гарантий прописывается в «Условиях и положениях» (Terms and Conditions), с которыми пользователь соглашается, покупая токены. Как и обычные венчурные инвесторы, покупатели токенов в случае неудачи теряют всё.
Обложка: Shutterstock