Что не так с законом о заключении трудовых договоров онлайн. Мнение юриста
Электронный документооборот (ЭДО) — право, а не обязанность компаний. Работодатель решает, вводить его или нет, и делает это на основании локального акта. Правда, надо учесть мнение профсоюза и получить согласие работников. Такое согласие не нужно лишь для тех, кого берут в штат с 2022 года и у кого нет трудового стажа по состоянию на 31 декабря 2021 года.
Может возникнуть ситуация: компания решила ввести ЭДО, а сотрудники не согласны. Что делать? Закон говорит, если сотрудник не выразит согласие, он должен получать документы на бумаге. Стало быть, цифровым документооборот будет лишь частично: для тех, кто решит на него перейти. Причем для этого нужна электронная цифровая подпись (ЭЦП).
Частичным ЭДО остается и по другой причине. Ряд документов, о которых говорит закон, всё равно должны остаться на бумаге. Приказ об увольнении, инструктажи по охране труда, акт о несчастном случае. Бумажной останется и трудовая книжка, если ранее сотрудник решил оставить её обычный формат. Значит, работу всё равно придется дублировать — и на бумаге, и в цифре. Либо, понимая, что оптимизации трудозатрат нет, продолжить работу без изменений.
Следующий момент — варианты ЭДО. Закон предполагает, что это может быть собственная платформа компании или портал «Работа в России». Интересно, что он с 2022 года будет обязательным для работодателей, где трудятся более 25 человек. На нём компании должны размещать свои вакансии и данные о выполнении квот (приём инвалидов и молодежи).
То есть аккаунт на портале должен быть у всех, и по логике проще использовать «Работу в России» для внутреннего документооборота. Но встаёт вопрос с персональными данными и конфиденциальной информацией. Во-первых, готовы ли сотрудники размещать свою личную информацию о работе на внешнем ресурсе? Плюс с ними придётся подписывать отдельное соглашение на обработку персональных данных. Во-вторых, что не менее важно, готова ли компания свои документы (приказы, локальные нормативные акты и др.) размещать на внешнем портале? Полагаем, что далеко не для всех это уместно.
Причём важные технические вопросы пока остаются открытыми. Например, закон говорит, что порядок реализации ЭДО через «Работу в России» определит правительство РФ. Но на сегодня пока никаких документов нет. Или, если компания будет использовать ЭДО на своей платформе, как она будет взаимодействовать с государственными системами. Пока понимания нет.
Ещё один аспект — компания должна обеспечить получение и использование работником ЭЦП. Причём если работник в ряде случаев может использовать простую подпись, то работодатель — только усиленную (квалифицированную или неквалифицированную, в зависимости от видов документов). То есть просто использовать ЭДО, легализовав корпоративную почту, не получится. Надо создать и вести базу усиленных ЭЦП, а соответственно, заложить в бюджет и дополнительные расходы на это.
Да, трудовой договор отныне можно подписывать электронно/удаленно. Но только если система ЭДО будет внедрена в компании, а это должен решить сам работодатель. Причём из ТК РФ исключили приказ о приёме на работу в качестве основного документа, который подтверждает трудовые отношения. Теперь таким документом является сам трудовой договор.
А ещё можно вспомнить участников эксперимента по внедрению ЭДО, который запустили правительство и Минтруд в 2020 году. Особого интереса он, увы, не вызвал, в нём приняло участие чуть более 300 компаний. Теперь, согласно закону, они могут продолжить его использование, но в соответствии с новыми изменениями. Им надо документально закрывать старый проект и, по сути, заново организовывать весь процесс. Назвать это оптимизацией затрат, что декларировалось как цель закона, сложно.
Да, изменения важные, нужные и полезные для трудовых отношений. Но, увы, как часто бывает, закон оставляет много вопросов. Надеемся, что ответы на них правительство даст позднее.
Фото: depositphotos.com