Что можно прочитать в резюме соискателя между строк
Что обычно работодатель спрашивает у соискателя? Где учился, где работал. В итоге человек сводится до до набора ролей. И сколько нас таких с одинаковым репертуаром?
Ментально мы как бы застряли в индустриальной эпохе, которая сузила представления о человеке до видимых результатов его деятельности. Почти 30 лет назад, будучи под впечатлением книг выдающегося психолога Игоря Кона «В поисках себя» и «Открытие "Я"», я предложила студентам ответить на вопрос «Кто я такой?». Продолжаю это делать и по сей день. За фиксированное время надо дать 20 ответов. По Кону, современный человек ощущает свою причастность четырём мирам: природе, обществу, ценностям, космосу. Помимо прочего это возможность получить некий срез обыденного сознания молодого поколения.
Так вот, за небольшими исключениями ничего не изменилось. Подавляющее большинство первокурсников перечисляет свои социальные роли (причастность к обществу): сын, брат, внук, студент, москвич, пользователь. Всё как в старом фильме: «студентка, спортсменка, комсомолка, отличница». Несколько иной была картина в начале 1990-х: общество тогда как бы взбодрилось, оказавшись на перепутье, и студенты стали писать о своих желаниях, качествах, оценивали возможности. Было даже такое: «Я — та краска, которую творец кладёт на холст мира». Потом всё успокоилось и вернулось на круги своя: общество мыслит шаблонно, соискатели шаблонно составляют резюме.
Сейчас учат тому, как правильно составить резюме, как вести себя на собеседовании. Если сформирован и внятно сформулирован социальный заказ на определённый «портрет» соискателя, кем надо быть, чтобы его проигнорировать? Другими словами, в описании «личных качеств» уже нет ничего личного, только бизнес. Тем не менее, есть несколько приёмов, как в одинаковых резюме рассмотреть личность. Впрочем, всё, что касается человека, имеет вероятностный характер. Жёстких закономерностей здесь нет.
Если возникают сомнения, попросите соискателя написать, чем он гордится и что ему в себе не нравится. Задача в том, чтобы определить, в какой зоне — комфорта или дискомфорта — человек находится. Если в зоне комфорта, то, скорее всего, он рассчитывает жить на ренту от своих прошлых достижений и вряд ли порадует креативностью. Если в зоне дискомфорта, то он готов искать, находить, меняться-развиваться, одним словом, активно действовать. В том числе проявлять энтузиазм, инициативу, творчество, выходить на новые уровни.
Как отличить одно от другого? Если человек гордится достижениями в форме фактов и итогов, использует глаголы совершенного вида («сделал», «защитился», «участвовал», «подготовил») — это комфорт. Если называет качества, позволяющие достигать чего-либо, или глаголы несовершенного вида («умный», «сообразительный», «всегда пытаюсь», «умею», «делаю») — дискомфорт. Если, пускай даже критикуя себя, говорит о лени, дефиците воли, застенчивости, это тоже установка на достижение. И это лучше слов (тоже в рамках самокритики) о том, что человек слишком добрый, доверчивый, мягкий, бескорыстный, вспыльчивый, слишком умный.
Конечно, чёрно-белого расклада у вас не получится, но здесь дело в пропорциях.
«Целеустремлённость» как декларируемое качество пугает во всех вариантах. Оно характеризует человека как закрытую систему, неспособную обмениваться информацией с внешней средой. Только представьте: жизнь изменилась, а человек стремится к некогда поставленной цели, не замечая новых возможностей и развилок. В этом плане «упорство», «последовательность», «верность принципам» предпочтительнее, так как они не исключают гибкости и широты взглядов.
Психологи установили, что в каждом человеческом «Я» на самом деле скрыто целых четыре «Я». Первое — то, что есть на самом деле, генетически и социально обусловленное, то, что генерирует все личностные качества, определяет поведение, но от понимания непрофессионалов ускользает. Второе — то, что человек об этом первом «Я» думает. Третье — то, что о человеке думают другие. И наконец, четвёртое — то, что, по его мнению, о нём думают другие.
На понимание первой составляющей даже не покушаемся. Информацию о третьей составляющей можно почерпнуть из рекомендаций. А вот вторая и четвёртая составляющие — то, на что стоит обратить особое внимание. Здесь важно, какой из этих составляющих отдаётся приоритет, чьими глазами человек на себя смотрит — собственными или глазами окружающих. В первом случае (собственный взгляд) чаще всего будут употребляться глаголы. Во втором (взгляд на себя через призму мнений окружающих) — прилагательные.
Например, «доверяю людям» — «доверчивый», «ненавижу агрессию» — «неагрессивный», «предпочитаю мирные способы разрешения конфликтов» — «мягкий», «готов помочь» — «отзывчивый», «помогающий», «добрый». В чём разница? Если второе «Я» доминирует, то перед нами, скорее всего, человек, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, инициировать изменения, отстаивать собственную правоту, борец. Однако если в описании себя полностью отсутствует четвёртое «Я», это повод насторожиться. В этом случае велика вероятность того, что у человека могут быть проблемы с коммуникацией и даже с нравственностью. В любом деле необходимо выстраивать отношения с окружающими, конечно, не теряя себя, но и не игнорируя остальных. Неспособность к коммуникации может нивелировать все сильные стороны второго «Я».
Если доминирует четвёртое «Я», мы, вероятнее всего, имеем дело с человеком ведомым, которому комфортнее в группе. Решения он принимает, как правило, с оглядкой на других, не рискует высказывать собственное мнение. Оценка окружающих для него важнее самооценки. Вряд ли такой соискатель станет хорошим руководителем. Он не будет фонтанировать идеями, зато сумеет «приделать ноги» конкретной идее и довести дело до конца. По старой советской традиции именно таких людей называют ответственными. «Ответственное отношение к делу» предполагает, что всё «будет исполнено, как надо». Хотя, по сути, ответственность — это оборотная сторона свободы, творчества и подлинного развития. Этих качеств в таком работнике вам будет не хватать.
Фотография на обложке: Bloomberg / Getty Images