Герман Ивкин. Что будет с CheckOut после сделки с Avito
В октябре сервис CheOut, который я основал в 2013 году, стал частью Avito. Изначально нашими инвесторами были венчурные фонды, такие как AltaIR Capital и Edison VC, однако по мере развития компании становилось очевидно, что в качестве партнёра мы хотим видеть «стратега». Это решение показалось нам более перспективным, потому что стратегический инвестор может предоставить не только финансирование, но ещё и клиентскую базу, а также какие-то технологические ноу-хау. К тому же такой партнёр, скорее всего, рассчитывает на долгосрочное сотрудничество. Буквально на первой встрече — мы познакомились не так давно, в 2015 году, — стало ясно, что Avito нуждается в нашем продукте, а мы нуждаемся в подобном партнёре.
CheOut — это дополнительный модуль, используя который интернет-магазины раз и навсегда решают вопрос доставки товаров по всей стране. Подключиться можно бесплатно всего за пять минут, следуя простой инструкции. После этого интернет-магазин получает возможность доставлять товары всеми существующими способами, такими как курьерская доставка, доставка в пункты выдачи заказов, постаматы или «Почта России». Ещё у нас есть всевозможные дополнительные сервисы — например, примерка, проверка товара на работоспособность, частичный выкуп и т. д. На данный момент продукт доступен только интернет-магазинам, расположенным в Москве и Московской области, но в ближайшее время мы планируем начать работать и с продавцами из регионов.
Договариваясь об условиях сделки, я старался совместить несколько важных вещей: с одной стороны, сохранить автономность бизнеса и возможность работать со всеми игроками рынка электронной коммерции, с другой — получить стабильность, которая так необходима логистическим сервисам. Понятно, что любая сделка — это поиск компромиссов. Каждая сторона всегда стремится достичь максимально выгодных для себя условий, но, если нам и пришлось пойти на какие-то уступки, преимущества однозначно перевесили. Сделка действительно дала нам очень много — помимо автономности, стабильности и надёжного партнёра мы получили доступ к клиентской базе Avito, что позволит CheOut существенно увеличить объёмы, а значит, и скидки от логистических служб. Так что вскоре мы сможем предложить клиентам ещё более выгодные тарифы (мы получаем скидки от базовых тарифов служб доставки, которые могут доходить до 35%).
До создания CheOut я работал в KupiVIP, до этого — в Johnson & Johnson. В эти компании я изначально приходил в качестве наёмного сотрудника — с определёнными задачами и мотивацией в виде зарплаты. CheOut — проект, созданный мной и моей командой с самого начала. Мы сами ставили себе цели и задачи, я всегда был здесь совладельцем. После сделки я продолжаю оставаться совладельцем CheOut, а что касается звания наёмного сотрудника, то в компании я всегда им был и остаюсь сейчас, находясь на позиции генерального директора. Мне довольно сложно провести параллели с поглощениями других технологических компаний, поскольку меня там не было, но могу сказать, что я ориентировался в первую очередь не на чей-то опыт, а на цели и задачи своего сервиса.
CheOut продолжит обслуживание своих текущих клиентов и будет работать со всеми магазинами, которые захотят с нами работать. Кроме того, мы предложим воспользоваться нашими услугами продавцам, представленным на Avito. Всего в России зарегистрировано около 40 000 электронных магазинов. Многие из них так или иначе присутствуют на Avito. Около 15 000 активно пользуются его сервисами «Магазин» или «Контекст». В первую очередь мы предложим ознакомиться с CheOut именно этим компаниям.
Для нас самыми важными процессами являются клиентская поддержка, клиентский сервис, развитие продукта и ценообразование. Именно они остаются в руках компании. Все те функции, которые поддерживают бизнес (HR, бухгалтерия, юридический отдел), перейдут в ближайшее время в компанию Avito, которая сможет выполнять их на высоком уровне. Важным плюсом для нас является появившаяся возможность сосредоточиться именно на разработке продукта. Это позитивно скажется на скорости и качестве его развития.
Если говорить о возможных рисках, то таковым можно назвать возможную потерю гибкости в бизнес-процессах, которые уйдут под контроль Avito. Так, у нас была возможность оперативно корректировать и оптимизировать любой процесс в тех случаях, когда нас не удовлетворял результат, а сейчас это может занимать больше времени. Но я прекрасно понимаю, что такие издержки — вечные спутники крупных компаний.
Коллектив CheOut сохранился полностью — сделка с Avito никак на нас не повлияла. Этот момент был для нас очень важен, так как у нас сложилась достаточно сильная команда, которая прошла весь путь по созданию продукта и налаживанию контактов с клиентами с самого начала. При этом у нас есть большие планы на будущее, поэтому в дальнейшем мы будем увеличивать штат сотрудников и делать команду ещё сильнее.
Фотография на обложке: lucidwaters / Depositphotos