Анастасия Гоцуляк. Чему я научилась, открыв массажный салон, где работают слепые
Эта история началась в феврале 2016 года со звонка моей подруги Милы Халяпиной, которая тогда только-только потеряла работу и думала, чем после этого заняться. «Слушай, мне нужен совет предпринимателя», — начала она тот разговор. Один её друг, спортсмен, музыкант и просто интересный человек, который ещё в юности после серьёзной болезни практически потерял зрение, рассказал Миле, что у нас, в Рязани, есть общество слепых, которое отправляет своих подопечных на трёхлетнее очное обучение в Кисловодский медицинский колледж. Там эти ребята учатся на массажистов, но потом возвращаются домой и сидят здесь без работы или в лучшем случае делают массаж в государственных поликлиниках за копейки. Никто не хочет связываться с инвалидами, да ещё и со слепыми. «Милка, раз ты сейчас свободна, почему бы тебе самой и не открыть массажный салон со слепыми массажистами?» — сказала я подруге.
Страна слепых
Всё получилось легко и играючи. Мы сходили в общество слепых и рассказали о своей идее. Там её восприняли серьёзно и с воодушевлением — в течение недели дали нам контакты ребят. Мы встретились с четырьмя специалистами, рассказали, что хотим делать, и спросили, на каких условиях они пойдут к нам работать. Договорились, что, как только у нас всё будет готово, мы примем на работу первых двух, потом, когда поток клиентов станет стабильным, наймём остальных.
Вообще, история погружения в мир слепых людей достойна отдельной статьи. В нашей стране инвалидность — тема хоть и не табуированная, но весьма неприятная. У нас нет инфраструктуры для людей с ограничениями. Встречая инвалидов на улице, мы чаще всего отворачиваемся, то ли испытывая перед ними вину за то, что они чем-то обделены, то ли боясь, что их проблемы по касательной нас как-то заденут.
В общем, встречаясь с будущими сотрудниками, мы с Милой испытывали смешанные чувства и сильно удивились, когда поняли, что в целом их жизнь ничем не отличается от нашей. Они тоже сидят во «ВКонтакте», резво бегают по знакомым ступенькам, просят подать им зелёную курточку, а не белую, имеют зрячих мужей и очаровательных детишек. Сейчас я даже думаю, что жизнь многих из них гораздо ярче, чем жизнь зрячих нытиков, валяющихся на диванах.
Первые шаги
Пообщавшись с будущими массажистами, мы проехались по центральной части города, посмотрели пустые помещения в шаговой доступности от основных остановок транспорта. В списке оказалось шесть локаций. Изучив все, мы остановились на новом бизнес-центре, который только-только открыли, перестроив из старой разваливающейся гостиницы. Помещение было идеальным. Самый центр и готовая аккуратная отделка. Всё, что мы видели до этого, требовало минимум 300 000 рублей, чтобы привести в порядок стены, полы и потолки.
Следующий шаг — оборудование. Да здравствует «Авито»! Мы за вечер нашли две телескопические массажные кровати, которые регулируются по высоте педалями. Это важно, потому что наши ребята не видят и не могут вручную настраивать под свой рост кровати, на которых работают попеременно. Цены были, конечно, не такие космические, как у производителей. Там же нашлись стойка для ресепшена, столик, диван, шкаф и другие мелочи. На поиски мы потратили четыре часа. На следующий день мы уже носились по Москве с пачкой денег, осматривая оборудование вживую. Всего сутки — и мы были укомплектованы. На следующий день газель из Рязани проехалась по пяти адресам, и уже вечером всё стояло в нашем салоне. Проблему с зонированием решили просто — спасибо опыту путешествий и любви к массажу. В помещении площадью всего в 40 кв. м мы сделали металлическую конструкцию и обтянули её плотной тканью — так же часто делают в массажных салонах Таиланда.
В течение недели после открытия о нас написали практически все местные СМИ. После этого, по идее, должна была начаться та часть истории, которую обычно не рассказывают, потому что «все жили долго и счастливо». Однако именно в этот момент у нас начались проблемы.
Массаж для друзей
Массаж — специфическая услуга. Люди не заходят в салон, когда проходят мимо. Все ищут специалистов через друзей и близких, надеясь, что те плохого не посоветуют. Чтобы запустить сарафанное радио, нам нужны были первые довольные клиенты, а их всё не было.
Тем, кто заходил, мы объясняли, что потеря зрения обостряет тактильные ощущения, поэтому наши специалисты дадут фору обычным массажистам. Кроме того, наши сотрудники прошли очное медицинское образование, а не получили корочку непонятного происхождения. А в ответ нам говорили: «Ну я как-то не могу прийти к инвалиду, мне как-то не по себе». Или даже так: «Чего только не придумают, чтобы от налогов уйти». А ещё нам до сих пор периодически звонят клиенты, которые говорят, что им нужна «раскрепощённая» массажистка, которая готова приехать домой или в отель. Таким людям мы очень благодарны — спасибо, дают нам повод посмеяться.
Разумеется, мы размещали рекламу в СМИ, но она была настолько дорогой, что не получалось даже просто отбить её стоимость. Потом многие бизнесмены разрешили нам разместить наши купоны в своих салонах, магазинах и ресторанах, но отдача оказалась практически нулевой, хотя времени мы на это потратили уйму. Чтобы наши массажисты не вешали нос, мы ходили к ним сами, приводили наших родственников и друзей.
На фоне почти полного отсутствия клиентов у нас начались проблемы с персоналом: пришлось одного за другим уволить двух администраторов, потому что они не выполняли элементарные задачи — от ведения базы клиентов до поддержания чистоты.
Сейчас Мила администрирует салон сама (я, к сожалению, не могу ей помогать, так как основной бизнес отнимает слишком много времени). Остаётся утешаться тем, что владелец свой бизнес всегда ведёт лучше, чем наёмный сотрудник. Кроме того, современные технологии позволяют включить свет и музыку в салоне дистанционно, остальное можно готовить с вечера. Ну и экономия — 21 000 рублей в месяц.
История одного предательства
Стоило появиться клиентам, как возникла новая проблема — наша первая полностью слепая массажистка стала уводить их домой. Сначала она делала это тихо, а потом совсем обнаглела. Мы всё перепроверили, опросили клиентов, сделали два пробных звонка — информация подтвердилась. Мы уволили её без промедления, дали полный расчёт, оплатили корпоративное такси до дома и пожелали удачи в жизни.
За несколько месяцев с нами эта девушка заработала на операцию, которая позволит частично вернуть зрение одному глазу. Это наш ей подарок. Её подарок нам — ценный урок. Оказывается, инвалидность не является залогом порядочности. Вообще, я считаю, что она сама себя наказала. Да, она украла у нас несколько тысяч рублей прибыли (в долгосрочной перспективе — возможно, десятки тысяч), но сама она потеряла гораздо больше. Мы вкладываем хорошие деньги в рекламу, причём рекламируем их, а не себя, обеспечиваем ребят постоянным потоком новых клиентов и формируем им крепкую базу.
Уволенную массажистку мы в итоге заменили на гораздо более квалифицированную девочку, которая работает даже с грудными детьми. К тому же она только частично потеряла зрение и способна сама добираться до работы.
Точка безубыточности
В конце концов клиенты всё-таки пошли — пусть ещё слабо, но уже стабильно. Проект доказал, что имеет право на существование. У нас впереди ещё много ошибок и побед. Первая прибыль тоже впереди, а в ноль мы уже вышли. Пока мы обеспечиваем работой двух инвалидов, ещё два человека ждут своей очереди.
Узнав, что они кому-то нужны и могут работать на тех же условиях, что обычные специалисты, ещё несколько ребят из общества слепых в этом году решили поехать в Кисловодск учиться на массажистов. Я никогда не занималась благотворительностью и не считаю, что занимаюсь ей сейчас. Задача бизнеса — приносить прибыль. Но то, что бизнес позволяет мне платить достойную зарплату инвалидам, меня, конечно, очень радует.
Фотография на обложке: Herve Bruhat / Getty Images