secretmag.ru
Мнения

Гульнара Биккулова. Как эволюционируют стартаперы

Пять лет назад стартапер был универсальным солдатом. Как правило, это был один человек, который занимался в своей компании абсолютно всем — от формирования продукта до бухгалтерии. За довольно короткий срок российский инновационный рынок прошёл длинный путь. Стало понятно, что стартап — это всё-таки молодая инновационная компания, а не мода, статус или стиль жизни. И в этой молодой компании должны быть люди с разным функционалом: основатели бизнеса, маркетологи, технические специалисты, продавцы, которых язык не поворачивается назвать словом «стартапер».

Пять лет назад стартапер был универсальным солдатом. Как правило, это был один человек, который занимался в своей компании абсолютно всем — от формирования продукта до бухгалтерии. За довольно короткий срок российский инновационный рынок прошёл длинный путь. Стало понятно, что стартап — это всё-таки молодая инновационная компания, а не мода, статус или стиль жизни. И в этой молодой компании должны быть люди с разным функционалом: основатели бизнеса, маркетологи, технические специалисты, продавцы, которых язык не поворачивается назвать словом «стартапер».

Когда рынок только зарождался, стартапы стали модной темой, ими занимались в основном молодые ребята-миллениалы, студенты и выпускники. Для них стартап был зачастую первым опытом работы, поэтому большинство проектов тех лет развалилось. Очень небольшая часть предпринимателей смогли вырастить свои проекты и превратить их в бизнес. Кроме того, пять лет назад на рынок пришло много инвесторов, таких же неопытных, как и сами стартапы. Их привлекал ореол инновационности, они стали создавать фонды или инвестировать как бизнес-ангелы. Очень многое происходило на эмоциях как часть определённого стиля жизни. Молодые ребята, которые не создали ещё ни одного бизнеса, получали инвестиции как подарок с небес, покупали дорогие машины, вели модный образ жизни. На этой почве возникало много разочарований, а само понятие «стартап» дискредитировалось. Сейчас возраст технологического предпринимателя изменился, в среднем это 35–40 лет. Предприниматели новой волны прошли определённый карьерный путь, набрались опыта и осознанно решили попробовать себя в своём деле.

Регионы становятся поставщиками инноваций

Мода на стартапы дошла до регионов, а Москва начала сдавать лидерские позиции. По мере продвижения темы малого инновационного бизнеса в регионы стали появляться люди, у которых есть наукоёмкие разработки и идеи по их коммерциализации. Благодаря этому профиль современного стартапера стал всё больше походить на профиль его коллеги, работающего на более развитом рынке, например в США.

У людей из научно-технологического сообщества появилась альтернатива исследовательской работе и понимание того, что в России можно умом зарабатывать деньги. У них перед глазами есть примеры того, как можно превратить свою наукоёмкую разработку в бизнес. Такие примеры всегда заразительны. А благодаря развитию региональной инфраструктуры у предпринимателей появилось понимание, где искать поддержку в начале пути.

За пределами IT обнаружилась жизнь

Сформировалась новая отраслевая картина. Сейчас стартапы «по классике», как это принято на развитых инновационных рынках, начинают создаваться в центрах производства знаний — университетах, технопарках, инкубаторах. Вокруг этих центров формируется региональная инфраструктура поддержки инноваций. Большинство стартапов, которые мы сейчас видим в акселераторе GenerationS, не связаны с интернетом. Это наукоёмкие бизнесы: химия, физика, медицина — те науки, в которых традиционно сильны российские учёные. Например, кто бы мог подумать, что в России есть сотни стартапов в области медицины и биотехнологий или сотни команд, развивающих новые направления в энергетике.

Рынок превратился в большой кооператив

Как нам кажется, GenerationS стал одним из катализаторов развития стартап-рынка. В основном это случилось благодаря тому, что нам удалось реализовать партнёрскую модель работы и привлекать в акселератор региональные команды через целую сеть представителей в регионах, сотрудников вузов, инкубаторов, технопарков, технологических платформ. Мы используем каналы, которые понятны учёным, и приглашаем их попробовать себя в роли технологического предпринимателя. В этом году мы собрали таким образом 2566 заявок из всей страны. По итогам отсева и экспертизы 141 стартап получил приглашения в акселераторы по семи отраслевым направлениям.

Сообщество каждый год растёт: увеличивается количество выпускников, количество партнёров. Мы видим, как из года в год меняется статистика и работает buzz-эффект. В этом году меня восхитили истории предпринимателей, которые рассказывали, что региональная администрация не замечала их бизнеса, а когда чиновники узнали, что команда едет на полуфинал GenerationS, звонили с поздравлениями и предлагали помощь. В регионах появились свои акселерационные программы, в том числе запущенные нашими выпускниками. А ещё пару лет назад во многих областях даже такого понятия не существовало.

Будущее за поколенческими моделями

Россия повторяет путь развития других экосистем. Я верю в поколенческие модели, и, мне кажется, в будущем они повлияют на портрет технологического предпринимателя. Например, исследование Kauffman Foundation показало, что в США стало меньше молодых предпринимателей. Это связано с тем, что поколение Y, оканчивая университеты, вынуждено расплачиваться по образовательным кредитам. Они идут в стартапы, поработав в найме и выплатив все долги. Стартап-карьера начинается ближе к 30 годам.

Я думаю, российские стартапы тоже будут взрослеть. В какой-то мере этому способствует кризис. Волна сокращений из крупных корпораций привела к появлению новой волны технологических предпринимателей. Уходя из компании в стартап, они приносят свой опыт, связи, бизнес-навыки. У них гораздо больше шансов преуспеть, чем у молодых ребят. Более того, для людей после 40 лет стартап — как глоток свежего воздуха, возможность пережить драйв, скорость, эмоции нового дела, шанс создать что-то своё, найти новый интерес в жизни.

Фотография на обложке: tigercop2k3