Екатерина Гладких. Как SEO-оптимизаторы обманывают клиентов
Бизнесмены часто отдают работу по развитию и продвижению своих сайтов внешним подрядчикам, не разбираясь, на что те потратят их деньги и какие методы будут применять. Высок риск, что вместо того, чтобы повышать удобство и качество вашего интернет-ресурса, они будут искусственно накручивать разные факторы, влияющие на позиции в поисковой выдаче. Например, покупать ссылки на ваш сайт. Это проще, чем добиться, чтобы клиент сам поделится ссылкой, потому что качественный анализ юзабилити требует специальных навыков и опыта.
Коммерческие сайты сражаются за высокие места в результатах поиска: это повышает шансы на то, что пользователь совершит покупку или закажет услугу именно на нём. Тут всё как в жизни: чтобы добиться успеха, нужно прикладывать усилия, развивать сервис, предлагать клиентам выгодные условия, работать над удобством и привлекательностью сайта, да и вообще — работать. Если вы предоставляете действительно качественные товары или услуги, ваши клиенты и партнёры будут искренне рекомендовать ваш сайт. Таким образом где-то в интернете появится на него ссылка и её обнаружат и учтут поисковые системы. В идеальном мире такие рекомендации — отличный сигнал для поискового алгоритма о том, что ваш сайт хорошо справляется со своими задачами и стоит чаще показывать его пользователям.
К сожалению, как и в жизни, пока одни работают, другие хитрят. Ссылку на сайт можно просто купить. Её стоимость зависит от качества ресурса, который её размещает. Купленная рекомендация не имеет никакой ценности для пользователя, а значит, и для поисковой системы — она ничего не говорит о том, насколько хорош или плох сайт, на который она ведёт.
Спрос на имитацию популярности интернет-ресурсов привёл к расцвету бирж, где встречаются покупатели и продавцы ссылок. Примечательно, что в России они стали весьма заметным бизнесом в области поискового продвижения. В других странах, где развито интернет-предпринимательство, покупка ссылок не считается безобидным обязательным шагом на пути к успеху сайта.
«Яндекс» давно научился эффективно определять покупные SEO-ссылки и не учитывает их в ранжировании сайтов при выдаче результатов поиска. Однако вера в их чудодейственную силу сильнее разума: ссылки покупать надо, потому что так принято.
Казалось бы, какое до этого дело поисковым системам? Проблема в том, что индустрия купли-продажи фальшивых рекомендаций разрушает экосистему Рунета. Она порождает огромное количество низкокачественных сайтов, созданных с одной единственной целью — продать как можно больше ссылок со своих страниц. Возникает неприятная ситуация, когда заработанные реальным бизнесом деньги уходят создателям этих ресурсов-пустышек.
Долгие годы «Яндекс» довольно терпимо относился к сайтам-пустышкам, молча удаляя их из результатов поиска. В интернете есть проблемы более серьёзные: мошенничество, вирусы и тому подобные. Попытки убедить сообщество в бесполезности и вредности покупки ссылок были мягкими и апеллировали к сознательности бизнеса.
В 2015 году мы приняли решение форсировать очистку экосистемы и начали более серьёзно бороться с покупкой ссылок. Опыт показал, что единственный надёжный способ донести свою позицию до владельцев бизнеса — прямое воздействие на их сайты. Для этого был разработан алгоритм, который получил название «Минусинск». Он находит сайты, которые покупают ссылки для продвижения, и ставит их ниже в поисковой выдаче. Трафик сокращается, бизнес теряет клиентов.
Когда в апреле было объявлено о запуске «Минусинска», мы предупредили вебмастеров и настоятельно порекомендовали им отказаться от использования SEO-ссылок для продвижения. Замечательно, что 37% сайтов из первой рассылки рекомендациям последовали. Но многие крупные ресурсы не реагировали до тех пор, пока не начали терять поисковые позиции и трафик.
В конце мая у главного разработчика «Минусинска» Антона произошла драма. После очередного обновления алгоритм на несколько месяцев понизил в ранжировании сайт крупного бренда, с которым Антон рука об руку прошёл все тяготы ремонта. Это крупнейший строительный интернет-ресурс, популярности которого позавидует любой конкурент. Для успеха в интернете ему совершенно не нужно было тратить огромные бюджеты на покупку ссылок. Но объёмы закупок оказались настолько большими, что снять их все было непросто. А знаете, как изменились бы позиции этого сайта, если бы покупных ссылок на него не было вовсе? Мы проверили. Никак! SEO-ссылки не давали сайту ровным счётом ничего. Так же как и другим ресурсам, потерявшим первые позиции в поисковой выдаче из-за использования ссылочного спама. Это подтверждается восстановлением ранжирования сайтов после снятия SEO-ссылок и выхода из-под «Минусинска».
Вообще, в последнее время нашей команде пришлось часто разочаровываться: многие наши любимые сайты, где мы покупали велосипеды и туристические путёвки, бытовую технику и мебель, пали жертвами чьей-то некомпетентности в поисковом продвижении. Бизнес, годами работающий в офлайне на привлечение клиентов и создание хорошей репутации, терял лидерские позиции в поиске только потому, что их SEO-специалисты не были способны придумать что-то кроме ссылочной биржи.
После запуска алгоритма мы наблюдаем стабильное снижение доли SEO-ссылок в Рунете. Нас — и всех, кто болеет душой за интернет, — это радует, но пока это лишь тактический успех. Наша глобальная цель — сделать покупку ссылок и другие способы накрутки маргинальным явлением, которое неприемлемо для уважающих себя компаний. Заказывая продвижение, бизнесмены имеют право требовать, чтобы такие методы были исключены из пакета услуг. Если ваш SEO-специалист утверждает, что покупка ссылок — неизбежный шаг в продвижении сайта, увольте его, это плохой специалист.
Фотография на обложке: Jeffrey Coolidge / Getty Images