Что мешает российским товарам на зарубежных рынках
В 2014 году Путин дал поручение создать «русскую Alibaba» — онлайн-площадку для продвижения российских экспортёров. Спустя несколько лет воз и ныне там.
Российский бизнес (особенно малый и средний) готов экспортировать: число экспортёров благодаря ослаблению рубля увеличилось в 1.5 раза. Пиво, шоколад (и вообще любая кондитерка), мёд, российская косметика — самые популярные позиции. В Китае гигантское потребление — при не самом высоком качестве товаров на внутреннем рынке.
В России умеют качественно делать редкие штучные вещи. Популярностью за рубежом пользуется оборудование для туризма — например, байдарки, конструкция которых содержит элементы лёгких сплавов. Хорошо заказывают велосипеды с титановыми рамами и ювелирные украшения. Очень любят подушки, набитые гречкой, которые делают только у нас. С удовольствием покупают ножи из аналогов дамасской стали.
У российских производителей есть действительно качественные и недорогие товары, но нет главного — удобных инструментов для организации экспорта. Заказать и получить что угодно из России сложнее, чем из Китая. Слабое развитие логистических сервисов — едва ли не главное препятствие. Пожалуй, даже более серьёзное, чем языковой барьер, отсутствие бюджетов на продвижение и плохой маркетинг. Развитие таких сервисов поможет увеличить экспорт быстрее и эффективнее, чем чиновничьи промоакции вроде провалившегося совместного проекта Минпромторга и AliExpress.
В России достаточно компаний, которые занимаются грузоперевозками, но услуги по доставке посылок для интернет-магазинов оказывают буквально единицы. Продавцу нужно потратить несколько дней, чтобы узнать тарифы, понять, какие в той или иной стране существуют ограничения, какие могут быть габариты груза и т. д. Даже опытному продавцу бывает непросто найти приемлемое решение.
При этом в обратном направлении — из Европы, Америки и Азии — с доставкой нет никаких проблем. Есть масса сервисов, которые отлично работают как с большими компаниями, так и с частниками. Наш первый проект Shopotam мы построили именно в этой сфере, поэтому я с уверенностью могу сказать: гораздо проще организовать доставку оттуда, нежели отсюда.
Сегодня мелкому экспортёру приходится сотрудничать по меньшей мере с пятью службами доставки. Это сложно и дорого. Куда проще было бы иметь дело с агрегатором нескольких служб. В сложном формате B2B2C должны быть учтены все мелочи, которые сопровождают взаимодействие компаний между собой и с клиентами. Необходимо как минимум следующее: система вроде DocsFlow, интеграция с банковскими картами, поддержка наложенных платежей, трекинг посылок, контроль поступления денег и работа с возвратами.
Ещё одна проблема, которую нужно решить, состоит в том, что российские продавцы плохо представляют себе зарубежные реалии, ментальность и законы. Элементарное незнание уровня беспошлинной торговли, который в Европе равен 20 евро, а в США — $800 (за посылку), оборачивается серьёзными потерями.
Начиная работать с крупными отправителями (в первую очередь с «Почтой России») самостоятельно, неопытный предприниматель непременно совершит несколько ошибок при подаче документов. Например, торгуя через eBay, продавец получает от отправителя, той же «Почты России», трек-номер, который может не отслеживаться в США. Покупатель пытается отследить посылку, ничего не видит и пишет в PayPal, что его обманули.
Поскольку все компании, о которых я говорю, представляют небольшой (часто — индивидуальный или семейный) бизнес, важно, чтобы им не приходилось ломиться в закрытые двери — нужно, чтобы продавец мог просто включить компьютер, зайти на сайт, сформировать там посылку и отдать её курьеру. Как только появится хот бы один качественный сервис, устроенный по принципу одного окна (помимо перечисленного выше они также могут оказывать складские, таможенные и другие услуги), экспорт малого и среднего бизнеса сразу вырастет на десятки процентов.
Создание такого сервиса, «русской Alibaba», — забота не государства, а бизнеса. Государство должно создать базу для комфортной работы: адаптировать законодательство (например, уточнить ответственность сторон), сделать электронные инструменты для работы с таможней. Но развитие сервиса, а лучше нескольких должно быть органичным — рынок сам сориентируется. Скорее всего, на начальном этапе ведущую роль может взять на себя ритейлер-гигант, у которого достаточно финансирования и мощностей, чтобы создать платформу. Потом подтянутся игроки поменьше.
Фотография на обложке: Reuters