Андрей Бычковский. Почему путь на рынки Европы и США лежит через Китай
В начале 2000-х я жил музыкой – «диджеил» на просторах СНГ вместе с товарищем и будущим бизнес-партнёром Максимом Янковичем. Идея своего дела пришла к нам именно тогда. Абсолютно везде мы сталкивались с проблемой неконтролируемого прохода на вечеринки. В ночных клубах это обычное дело: охранники вступают в сговор с кассирами и проводят людей мимо кассы. С музыкантами «леваком», разумеется, никто не делился. С обиды на нерадивых организаторов всё и началось.
На гастролях в Европе мы обратили внимание, что посетителей ночных клубов контролируют при помощи специальных браслетов, которые надевают на руку. Дело, напомню, было почти десять лет назад. Это сегодня такие браслеты используют более или менее везде – тогда такой метод был в новинку. Мы закупили там небольшую партию и привезли в Украину, откуда мы родом. К 2007 году у нас появились постоянные клиенты (клубы, торгово-развлекательные центры, аквапарки, организаторы конференций и прочих мероприятий), и мы решили зарегистрировать компанию. Так появилась наша «Ленточка», которая сегодня, по моей оценке, покрывает 20% мирового рынка.
Ещё в 2008 году, подсчитав что в схему «купи-продай» за год было вложено около $300 000, мы созрели для организации собственного производства. Со стартовым капиталом помогли товарищи – одолжили как раз $300 000 на покупку и настройку оборудования. Фабрика открылась в 2010-м в Житомире. К тому времени наш ассортимент успел расширится. Помимо ленточек мы стали производить мелкую сувенирную продукцию – шнурки, магниты, брелоки. Появились клиенты с именем – банки, мобильные операторы, автомобильные компании, а также музыкальные фестивали Global Gathering Ukraine и Sensation. Сейчас наша доля на украинском рынке контрольных браслетов – около 90%. Годовой оборот – $600 000.
В 2012 году мы вышли на российский рынок. Для представительства компании выбрали Ростов-на-Дону – как крупнейший центр деловой активности и важнейший транспортный узел юга страны. Благодаря географическому положению российская «Ленточка» может за сутки доставить заказ в 16 регионов, и, что важно, стоить это будет копейки.
Первыми российскими покупатели, как мы и ожидали, стали ночные клубы, гостиницы и фестивали. Вскоре начали поступать заказы от различных медицинских учреждений – от родильных домов до моргов. Сегодня самые известные наши клиенты – Bosco Sport, представительства Mercedes и Nissan, футбольные клубы «Ростов» и «Краснодар». Насколько мне известно, «Ленточка» покрывает около 40% российского рынка. Годовой оборот – $200 000.
Летом 2014 года мы начали активно осваивать европейский рынок, открыли в Польше компанию-близнеца «Ленточки» – Cintapunto. В прошлом году её выручка составила $100 тыс. Чтобы дать заказчиком настоящий «европейский продукт» не обязательно производить его в Европе. Можно делать это в Китае – просто нужно самим контролировать качество. В общем, осенью прошлого года мы запустили новое производство. Теперь – в китайском Гуанчжоу. Благодаря силе Facebook удалось найти инвестора, а также получить поддержку российского бизнесмена, который уже имел опыт работы на китайском рынке. Фабрика уже работает и обслуживает российскую, украинскую и польскую компании.
Есть масса причин, почему мы решили открыть новое производство именно в Китае. Поскольку этот проект – наше последнее на сегодняшний день достижение, расскажу о них подробнее. Кроме того, наш опыт более или менее универсален и может пригодиться кому угодно.
Сырьё, которое необходимо нам для переработки, доступно только в Китае (мы неспроста выбрали провинцию Гуандун – именно в этой области сосредоточено основное его производство). Для изготовления сувенирной продукции мы используем специальный силикон и поливинилхлорид, которые в Китае выпускаются в промышленных масштабах и стоят достаточно дёшево. Если завозить это сырьё в Россию, себестоимость продукции будет выше, чем если бы она производилась в Китае – из-за логистики и таможенных пошлин.
Доставка (да и вообще все услуги транспортной логистики) в Китае нам обходятся в несколько раз дешевле, чем в России. Сейчас мы считаем своим приоритетом развитие продаж в США – американский рынок корпоративных сувениров оценивается в $16 млрд. Доставить что-то в Америку из Китая стоит в два-три раза дешевле, чем если бы вы отправляли то же самое из России.
В Китае сравнительно просто вести бизнес. Механизмы взаимодействия с госструктурами прозрачны, и, что важно, правила едины для всех. На постсоветском пространстве с этим сложнее. Кроме того, в Китае производители и экспортеры – на особом счету у государства. В хорошем смысле. Есть много разных льгот и дотаций. Например, оформив экспортную декларацию, предприниматель в течение двух месяцев получает от китайских властей до 5% стоимости вывозимого товара. В целом, к небольшим компаниям в Китае относятся так же уважительно, как к корпорациям. В малом и среднем бизнесе видят основу развития экономики, поэтому даже мелкому предприятию вполне реально получить не очень дорогой кредит, привлечь инвестиции или уменьшить налоги.
Фотография на обложке: Wing Chung Ma / Flickr / CC BY-SA 3.0