Как защитить от кражи базу клиентов
Любой директор или владелец бизнеса знает: база клиентов — важнейший актив. Кражу денег или оборудования можно пережить, но потеря основных клиентов может стать фатальной. В международном стандарте финансовой отчётности (IAS 38), который введён в действие на территории России приказом Минфина от 28 декабря 2015 года, говорится, что «при отсутствии юридических прав на защиту отношений с клиентами организация фактически лишается достаточного контроля над экономическими выгодами, ожидаемыми от сотрудничества».
От кого исходит угроза — понятно. Данные обычно воруют конкуренты и бывшие сотрудники. Первые готовы использовать в том числе и противозаконные методы — вплоть до взлома информационных систем. Чтобы противостоять таким атакам, нужно обзавестись специальным софтом, чётко регламентировать права доступа в корпоративную сеть, регулярно обновлять пароли доступа и т. д. Недобросовестные сотрудники действуют иначе — им не нужно вас взламывать, чтобы что-нибудь узнать.
В 2011 году в суд обратилась саратовская компания «ЛюксуРита», которая занимается распространением товаров из каталогов Otto. Ответчиком выступала бывшая сотрудница, работавшая в «ЛюксуРите» менеджером. Уволившись из компании, она открыла ИП с аналогичным видом деятельности и переключила на себя клиентов бывшего работодателя. Компания полагала, что ответчица скопировала их персональные данные и таким образом нанесла «ЛюксуРите» ущерб на сумму 491 000 рублей. Так всё и было, но суды трёх инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, потому что истец не смог доказать, что ввёл в отношении клиентской базы режим коммерческой тайны и предупредил об этом ответчицу.
Я могу привести ещё массу аналогичных примеров — ситуации, подобные описанной выше, случаются постоянно. Суды встали бы на сторону истца, если бы компания своевременно издала локальный нормативный акт, содержащий правила обращения с конфиденциальной информацией. В акте нужно чётко определить перечень информации, признаваемой коммерческой тайной. Описывая клиентскую базу, нужно её максимально индивидуализировать, прописав реквизиты и указав важные характеристики. Должны быть определены порядок передачи, учёта, копирования и уничтожения документов. С этим актом сотрудников нужно ознакомить обязательно под роспись. Также под роспись нужно ознакомить и с ответственностью, которую человек понесёт, если нарушит правила. Речь не только об увольнении, но и о привлечении к административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности. Кроме того, бизнес-процессы в компании должны быть настроены так, чтобы полный доступ к клиентской базе был лишь у немногих проверенных сотрудников. Это, пожалуй, самый главный совет.
В феврале 2016 года спор, аналогичный рассмотренному выше, закончился победой бизнеса и выплатой солидной компенсации. Консалтинговая фирма «Эталон» из города Чебоксары подала иск к бывшей работнице, заподозрив её в краже клиентской базы. Организация также обратилась и в правоохранительные органы. Следственная проверка подтвердила, что бывшая сотрудница компании при увольнении скопировала базу клиентов работодателя и передала её сыну-предпринимателю. По факту возбудили уголовное дело. Рассмотрев это дело, суд указал, что «право на содержание базы данных возникает у компании тогда, когда при её создании потребовались значительные финансовые, технические и человеческие ресурсы». Сославшись на статью Гражданского кодекса «Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав», он обязал ответчицу выплатить компенсацию в размере двойной платы за правомерное использование похищенных данных — 1,07 млн рублей.
К сожалению, иногда описанные выше меры не работают. Например, это касается случаев, когда из компании уходят руководители и топ-менеджеры. Например, крупные юридические компании обычно стремятся переманить из конкурирующих фирм партнёров и руководителей практик именно для того, чтобы получить их клиентуру. Если успешный юрист с безупречной репутацией меняет место, его постоянные клиенты с большой вероятностью последуют за ним. Очевидно, что такого юриста нельзя будет привлечь к какой-либо ответственности — клиенты вольны сами решать, с кем им работать.
Фотография на обложке: Thomas Trutschel / Getty Images