Александр Феоктистов. Российский e-commerce не должен бояться китайцев
Из-за девальвации рубля и снижения покупательской способности россиян прошлый год для рынка интернет-торговли прошёл сложно, но он продолжал развиваться. Есть большие товарные группы, в которых продажи растут даже в кризис (и отчасти благодаря ему).
Весь прошлый год мы теряли друзей и коллег. Впервые мы наблюдали крах проектов, в которые до этого были вложены миллионы долларов. Сильно сократился бизнес «Сотмаркета», «Ютинета» и Е96.ru, которым пришлось вернуться к формату небольших региональных магазинов и уйти со столичного рынка. Для не очень эффективного бизнеса ситуация сейчас опасная, однако, к счастью, мы видим, что освобождающиеся ниши захватывают компании, которые способны работать в новых условиях. В результате в 2015 году российский e-commerce даже вырос, хотя многие аналитики и предрекали ему падение.
Наше совместное с компанией GfK исследование показало, что за прошлый год продажи электроники и бытовой техники в интернете выросли на 3,3% (это в рублях), хотя в офлайне они снизились аж на 12,5%. Товары категории FMCG в онлайне продемонстрировали рост на 53%, тогда как в офлайне продажи этих же товаров выросли лишь на 14,3%. За счёт чего растёт e-commerce? Он всё ещё отъедает долю офлайновой розницы. В России онлайн-продажи сейчас составляют всего 1,5–2% общего объёма, в то время как, например, в Великобритании — 12%.
В российском e-commerce очень много говорят о китайских интернет-магазинах и их экспансии в Россию. Многие считают, что AliExpress с его сверхнизкими ценами становится слишком опасным конкурентом. Наши исследования подтверждают, что интерес российских потребителей к китайским магазинам растёт (если в 2013 году в них совершали покупки 25% россиян, то в 2015-м — уже 51%), но с тем, что это такая уж страшная угроза, я категорически не согласен.
На AliExpress чаще всего заказывают недорогие малогабаритные товары, доставка которых занимает несколько недель. К китайцам покупатели приходят в основном за плёночками для экранов, но, например, телевизоры они покупают у российских продавцов. Действительно серьёзные проблемы рынку создают вовсе не китайские, а многие российские магазины — те, которые оказывают некачественный сервис.
В российском e-commerce ещё остаются ниши, где конкуренция не очень велика. Хотя покупательский спрос и сокращается, мы видим, что есть категории товаров, в которых спрос растёт на десятки процентов. К их числу относятся, к примеру, детские товары. Как бы нам ни приходилось экономить, тратить деньги на детей мы будем всё равно. Может быть, кто-то не купит себе новый смартфон, но подгузники для ребёнка он будет вынужден приобрести в любом случае. Он также купит и новую одежду для детей, когда из старой они вырастут. Покупать в интернете дешевле, чем в офлайне, поэтому в интернет-магазины, торгующие детскими товарами, будут приходить новые покупатели.
По тем же причинам, что и товары для детей, растёт всё, что связано с животными. Каким бы ни был курс рубля, домашних питомцев всё равно нужно кормить и содержать. К растущим категориям относится и рынок DIY. Во многом это обусловлено кризисом. Если раньше покупатель мог не экономить и заказать мебель со сборкой, то сейчас он лучше купит что-то, что сможет собрать самостоятельно. Кто-то лучше не поедет в отпуск, но сделает ремонт дома. В любой кризис люди начинают особенно сильно ценить то, что прослужит долгие годы.
Я думаю, что в 2016 году на рынке e-commerce мы будем наблюдать консолидацию. Игроки будут объединяться, а самые успешные крупные магазины, которые смогут предложить покупателю наилучшую цену, будут наращивать продажи. Безусловно, останется место и для небольших нишевых проектов, которые продают особые, специфические товары. Только очень важно, чтобы даже эксклюзивный игрок и монополист в своей узкой нише заботился об эффективности бизнеса и думал над снижением издержек. Иначе ему не выстоять.
Драйвером роста для всех без исключения в этом году станут регионы. В то время как рынки Москвы и Санкт-Петербурга уже перенасыщены, покупатели в городах с населением в 1 млн жителей и меньше всё ещё не имеют прямого доступа к огромному количеству товаров.
Фотография на обложке: ChinaFotoPress via Getty Images