На чём нельзя экономить в кризис
Кризис сам по себе не может обанкротить эффективную компанию с востребованным продуктом — он лишает жизни только малоэффективные предприятия. И экономике это идёт во благо.
У частного бизнеса сейчас, столкнувшегося в последние два года с серьёзными проблемами, есть всего два пути. Первый — закрыть компанию. Это проще и дешевле. Порезать затраты и переждать не получится — это не краткосрочное падение, как было в 2008 году, а долгосрочный тренд. Второй путь — наращивать инвестиции, увеличивая долю рынка за счёт менее эффективных конкурентов.
Один мой приятель, владелец крупного дистрибутора сухого молока, растёт в условиях общего спада, потому что мелкие и менее расторопные игроки уходят из бизнеса. Похожая ситуация у другого моего товарища, владельца большой компании на рынке автозапчастей. Мелкие конкуренты уходят — он остаётся. На родном для меня рынке антивирусов точно такой же тренд. Доли лидеров, ESET и «Лаборатории Касперского», растут как раз за счёт более слабых производителей.
В кризис прекрасно себя чувствуют эффективные компании, работающие в массовых сегментах, — спросите у Сергея Галицкого, основателя «Магнита».
Самые большие затраты LETA Group, как и у любого интеллектуального бизнеса, приходятся на персонал. Рублёвые зарплаты сейчас не растут, но есть компании (как российские, так и зарубежные), которые зарабатывают в валюте и готовы переманивать высококвалифицированных специалистов, предлагая им большие зарплаты. Если вы нацелены на развитие, сэкономить тут не получится — в долгосрочной перспективе выгоднее платить как минимум рыночные зарплаты своим сотрудникам, чем потом бегать по рынку труда, восполняя потери.
Я вообще не понимаю, как в кризис можно сэкономить на персонале — в компании изначально должны были работать только нужные сотрудники. Если кого-то можно уволить и компания от этого не пострадает, значит, этого человека нужно было увольнять давно. «Лишние» люди ещё могут быть в корпорациях, но в бизнесах до 500 человек этого вполне можно избежать благодаря качественному менеджменту.
Бывает, компании попадают в кассовый разрыв, оставаясь при этом конкурентоспособными. Это случается у B2B-поставщиков в периоды потрясений, когда крупные корпорации придерживают платежи и откладывают закупки. Для таких случаев должна быть финансовая подушка — подойдут кредитные инструменты или даже займы, предоставленные акционерами. В крайнем случае можно попробовать договориться с сотрудниками о депонировании части зарплат или о выплате акциями по заведомо льготной цене. Чем бы ни были вызваны сложности, всё равно в конечном счёте за них должен отвечать менеджмент, поэтому договор с сотрудником должен быть выгоден последнему. Депонированные средства должны стоить компании как банковский кредит. При этом не рекомендую залезать в карман к сотрудникам более чем на полгода.
Ещё одна статья расходов, на которой модно экономить в кризис, — аренда офиса. Мы в кризис поменяли офис, переехав в более удобный, красивый и дешёвый. Офисы в Москве падают в цене рекордными темпами даже в рублях, и только несчастные валютные арендаторы с долгосрочными контрактами вынуждены судиться или менять акции на метры. Им можно посочувствовать так же, как мы сочувствуем валютным ипотечникам.
Часто возникающая дилемма — что делать с так называемыми офисными излишками. В офисе одной из моих компаний для сотрудников есть много бонусов – фрукты, пицца, спортивный зал, игровая комната и т. д. Но руководство компании не имеет личных секретарей и водителей, летает эконом-классом. В итоге «излишки» обходятся в сумму, вполне адекватную той лояльности сотрудников, которую с их помощью удаётся завоевать. Польза от инвестиций в подобные «излишки» особенно ярко заметна как раз в кризис.
На налогах законно вообще никак не сэкономишь. Нельзя взять налоговые каникулы по причине кризиса. Более того, Госдума так и норовит увеличить нагрузку на бизнес — то НДС на софт решат ввести, то отменить льготу по ЕСН для IT-компаний.
Подводя итог, скажу, что, по моему глубокому убеждению, бизнес задумывается о необходимости радикально сокращать издержки и экономить, если с ним в принципе что-то не то. Кризис тут, скорее всего, ни при чём. Может, правильнее закрыть такой бизнес — и создать что-то более конкурентоспособное и эффективное? Возможностей для новых проектов именно в кризис появляется особенно много.
Самые важные новости и лучшие тексты «Секрета фирмы» — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!
Фотография на обложке: Thanat Jirapongsit / Shutterstock