Почему я не верю в корпоративные тренинги и бизнес-школы
С появлением всевозможных бизнес-школ, учебных центров и доступного онлайн-образования учить сотрудников стало модно. И не очень часто руководитель компании, решившийся на повышение профессионального уровня сотрудников, задаётся справедливым вопросом: правда ли, что обучение сотрудников делает компанию более эффективной?
Современные учебные курсы можно условно разделить на технические и «все остальные». Технические курсы нужны, если сотрудники должны освоить новые средства разработки, новое оборудование или продукт. С этим обычно вопросов не возникает — у технического департамента более или менее любой компании есть небольшой бюджет на подобное обучение. Технические курсы, уроки английского, техника речи или продаж, любые другие прикладные короткие курсы полезны. Это отличный инструмент повышения эффективности конкретных бизнес-процессов.
Ко «всем остальным» я бы отнёс всевозможные курсы менеджмента и личностного роста, тайм-менеджмента и управления целями. Одна популярная организация рекламирует свои не самые дешёвые курсы менеджмента обещанием удвоить доход от деятельности слушателей, которые их окончат. Звучит наивно и даже нагло, но это попадание в десятку. Многие директора компаний свято верят в немедленное увеличение доходов после обучения сотрудников.
Один наш портфельный стартап из Израиля нанял в качестве вице-президента по продажам гуру-тренера из Нидерландов, автора бестселлера, обучившего продажам более 10 000 слушателей. Спустя полгода с ним пришлось расстаться из-за отсутствия обещанного уровня продаж. Этот случай продемонстрировал старую истину: даже известные тренеры довольно редко способны добиться того, чему сами учат. Мне кажется, большинство тренеров по бизнесу чем-то похожи на людей у метро, раздающих бесплатную газету «Интересная работа для вас». Ведь правда в этом есть какое-то противоречие?
На вершине бизнес-курсов находятся MBA и EMBA западных вузов вроде Уортона, Гарварда или Стэнфорда. Но большинство тех, кто получил такое образование, признаются, что, несмотря на очень насыщенный и интересный процесс обучения, самое ценное, что дают эти школы, — связи. В Лондоне на Мэлл-стрит расположены клубы аристократов, которые в XIX веке играли примерно такую же роль, как ведущие бизнес-школы сегодня: там можно найти много интересных людей высокого положения.
Ещё не могу не отметить, что кейсы MBA практически не пересекаются с российской действительностью. У нас в LETA Group работали два топ-менеджера, учившихся на очном вечернем MBA по своей основной специальности параллельно с работой в компании. К сожалению, образование не дало им большого преимущества. По окончании обучения они были вынуждены нас покинуть не по своей инициативе. При этом во время учёбы оба испытывали невероятные стрессы, проблемы в семье.
Диплом бизнес-школы не только не гарантирует успехов в карьере, но иногда даже усложняет трудоустройство — амбиции выросли, как и запросы по зарплате. Поэтому отвлекаться на обучение или отвлекать менеджеров, когда бизнес находится в состоянии активного развития, есть много дел и идей, — большая глупость.
Наивно полагать, что тренер сможет дать лучший совет для бизнеса, чем сам менеджер, полностью в него погружённый. Я всегда советую менеджерам наших портфельных компаний, у которых вдруг появляется сильное желание поучиться, активно поездить по клиентам, партнёрам, поговорить с ними о бизнесе, придумать, как улучшить и расширить компанию. Это даст на порядок больше, чем какие угодно курсы. Мир настолько стремительно меняется, что единственный способ быстро развиваться — полностью концентрироваться на решении именно текущих задач.
Сотрудник, нацеленный на достижение цели, и так непрерывно чему-то учится. Он общается с клиентами, думает, читает статьи по своей теме. Важно следить за мировыми тенденциями, впитывать самый свежий опыт наиболее успешных предприятий, самим делать историю в своей компании, а не решать кейсы про IBM десятилетней давности. Так и выглядит оптимальный процесс обучения и приобретения опыта. Можно сказать, что любой специалист учится в процессе работы — особенно если его работа творческая, цели значительные, а рутины при этом немного.
Фотография на обложке: Flickr / kbilancini / CC BY-SA 3.0