secretmag.ru
Новости2 мин.

Жизнь без Google Play. Как и почему закон о приземлении иностранных IT-гигантов навредит россиянам

Иностранные IT-гиганты, которые до 1 января 2022 года не откроют представительства в России, лишатся платежей и переводов через российские банки. Об этом говорится в проекте постановления Минцифры, который уточняет закон о «приземлении» зарубежных корпораций. Опрошенные «Секретом» эксперты предупредили, что в нынешней редакции закон может сильно ударить по российским разработчикам, рекламодателям и обычным пользователям. Как именно — читайте в нашем разборе.

Минцифры опубликовало проект постановления, который дополняет закон о «приземлении» иностранных компаний. Он обязывает крупные зарубежные технологические компании открыть представительства в России. В список попали Facebook, Instagram, Twitter, TikTok, YouTube, WhatsApp, Viber, Telegram и другие компании.

Тем, кто не станет официальным российским резидентом, грозит много разных проблем (подробнее о них мы рассказываем здесь. Одна из них — ограничение банковских переводов и приёма платежей от российских физлиц и юрлиц в пользу такой корпорации.

Из-за новых ограничений россияне могут остаться без привычных для них платных продуктов — облачных хранилищ, мобильных приложений и подписок на сервисы, предупреждают опрошенные «Секретом» эксперты.

«Если банки заморозят переводы, российские пользователи не смогут оплачивать и соответственно пользоваться продуктом компании — будь то платный контент, подписка на сервис, облачное хранилище и так далее. Аналогичная ситуация ждет и российские компании, которые пользуются иностранными онлайн-продуктами», — пояснил руководитель практики юридической компании «Интерцессия» Кирилл Стус.

Пожинать плоды такой блокировки будут не только пользователи, но и разработчики приложений, предупредил эксперт.

«Хотя речи о потенциальном понуждении Apple App Store / Google Play к „сотрудничеству“ пока не идёт, если подобный инструмент используют против операторов, то могут пострадать и отечественные разработчики. Пользователи не смогут покупать приложения либо платный контент — соответственно, разработчики не смогут получать свои средства от реализации продуктов через эти платформы», — добавил Михаил Третьяк, партнёр, руководитель практики IP/IT юридической фирмы Digital Rights Center.

Мнения экспертов о том, чем нововведение обернётся для российского рекламного рынка, разошлись. Так, Кирилл Стус полагает, что ограничение банковских переводов и приёма платежей не сильно затронет рекламодателей. Зато станет проблемой для блогеров, которые получают доход с рекламы — так как соцсеть не сможет переводить им деньги.

По мнению Михаила Третьяка, проблема куда более глобальна — речь идёт о полном переделе и государственном контроле рынка интернет-рекламы.

«Фактически, для этих иностранных лиц российский рекламный рынок, как и прибыль от него, будут просто-напросто потеряны. Но если не будут платить рекламодатели, не смогут зарабатывать и рекламораспространители, то есть, инфлюенсеры. Тот же условный Альфа-Банк теперь не сможет разместить на YouTube ролик с условным Моргенштерном без оплаты, а независимые рекламораспространители не смогут получать деньги от площадок типа YouTube», — пояснил он.

В подтверждение тезиса о переделе рынка Третьяк напоминает о том, что 15 июля в России утвердили единого оператора социальной рекламы в интернете — АНО «Институт развития интернета» (ИРИ). Теперь квота на соцрекламу согласно поправкам в ФЗ «О рекламе» должна составлять 5%, но что под ней понимается, не очень очевидно, пояснил эксперт. Также закон предусматривает создание некой «единой системы учета интернет-рекламы» и «единого измерителя аудитории интернет-ресурсов».

В целом, закон о «приземлении» и сопутствующие постановления могут вызвать отток иностранных IT-компаний из России, резюмировал Кирилл Стус. Многие корпорации не захотят открывать российские филиалы, переносить сервера и нанимать новых сотрудников для работы в РФ. Для многих IT-компаний отечественная юрисдикция — не самая прибыльная, поэтому проще уйти с российского рынка, чем нести затраты на исполнение новых требований.

Фото: depositphotos.com