Жизнь без Google Play. Как и почему закон о приземлении иностранных IT-гигантов навредит россиянам
Минцифры опубликовало проект постановления, который дополняет закон о «приземлении» иностранных компаний. Он обязывает крупные зарубежные технологические компании открыть представительства в России. В список попали Facebook, Instagram, Twitter, TikTok, YouTube, WhatsApp, Viber, Telegram и другие компании.
Тем, кто не станет официальным российским резидентом, грозит много разных проблем (подробнее о них мы рассказываем здесь. Одна из них — ограничение банковских переводов и приёма платежей от российских физлиц и юрлиц в пользу такой корпорации.
Из-за новых ограничений россияне могут остаться без привычных для них платных продуктов — облачных хранилищ, мобильных приложений и подписок на сервисы, предупреждают опрошенные «Секретом» эксперты.
«Если банки заморозят переводы, российские пользователи не смогут оплачивать и соответственно пользоваться продуктом компании — будь то платный контент, подписка на сервис, облачное хранилище и так далее. Аналогичная ситуация ждет и российские компании, которые пользуются иностранными онлайн-продуктами», — пояснил руководитель практики юридической компании «Интерцессия» Кирилл Стус.
Пожинать плоды такой блокировки будут не только пользователи, но и разработчики приложений, предупредил эксперт.
«Хотя речи о потенциальном понуждении Apple App Store / Google Play к „сотрудничеству“ пока не идёт, если подобный инструмент используют против операторов, то могут пострадать и отечественные разработчики. Пользователи не смогут покупать приложения либо платный контент — соответственно, разработчики не смогут получать свои средства от реализации продуктов через эти платформы», — добавил Михаил Третьяк, партнёр, руководитель практики IP/IT юридической фирмы Digital Rights Center.
Мнения экспертов о том, чем нововведение обернётся для российского рекламного рынка, разошлись. Так, Кирилл Стус полагает, что ограничение банковских переводов и приёма платежей не сильно затронет рекламодателей. Зато станет проблемой для блогеров, которые получают доход с рекламы — так как соцсеть не сможет переводить им деньги.
По мнению Михаила Третьяка, проблема куда более глобальна — речь идёт о полном переделе и государственном контроле рынка интернет-рекламы.
«Фактически, для этих иностранных лиц российский рекламный рынок, как и прибыль от него, будут просто-напросто потеряны. Но если не будут платить рекламодатели, не смогут зарабатывать и рекламораспространители, то есть, инфлюенсеры. Тот же условный Альфа-Банк теперь не сможет разместить на YouTube ролик с условным Моргенштерном без оплаты, а независимые рекламораспространители не смогут получать деньги от площадок типа YouTube», — пояснил он.
В подтверждение тезиса о переделе рынка Третьяк напоминает о том, что 15 июля в России утвердили единого оператора социальной рекламы в интернете — АНО «Институт развития интернета» (ИРИ). Теперь квота на соцрекламу согласно поправкам в ФЗ «О рекламе» должна составлять 5%, но что под ней понимается, не очень очевидно, пояснил эксперт. Также закон предусматривает создание некой «единой системы учета интернет-рекламы» и «единого измерителя аудитории интернет-ресурсов».
В целом, закон о «приземлении» и сопутствующие постановления могут вызвать отток иностранных IT-компаний из России, резюмировал Кирилл Стус. Многие корпорации не захотят открывать российские филиалы, переносить сервера и нанимать новых сотрудников для работы в РФ. Для многих IT-компаний отечественная юрисдикция — не самая прибыльная, поэтому проще уйти с российского рынка, чем нести затраты на исполнение новых требований.
Фото: depositphotos.com