secretmag.ru
Новости6 мин.

За деревьями увидели лес. Зачем и как Путин реформирует лесную отрасль

У президента есть план
Владимир Путин поручил с 1 января 2022 года запретить вывоз необработанных или обработанных только для вида лесоматериалов. Кроме того, он указал на ряд проблем в лесной отрасли, о которых эксперты и СМИ говорят последние несколько лет. «Секрет» разобрался, какие изменения ждут лесную отрасль и почему никто не знает, сколько на самом деле в России леса.

30 сентября во время совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса Владимир Путин поделился мнением: то, что происходит сейчас в лесной отрасли, «ни в какие ворота не лезет». Чтобы изменить ситуацию, он предложил ряд нововведений. Разберём главные из них.

Пункт №1: запустить систему учёта древесины

С 1 июля 2021 года в единой системе должен будет производиться учёт древесины и сделок с ней. Дело в том, что никто достоверно не знает, сколько в России леса. Если быть точнее, то данные о 967 млн га, или около 85% лесного фонда, не обновлялись десять лет. Об этом в начале 2020 года сообщила Счётная палата. В связи с этим нельзя подсчитать и объём заготовки древесины, её оборота и экспорта.

Если неизвестно, сколько в стране леса, то никто не сможет посчитать, сколько его украдено и вывезено за рубеж. Бывший вице-премьер РФ Алексей Гордеев заявлял, что объёмы незаконной рубки составляют от 0,8% до 40% от общего количества древесины.

Путин сетует: «Продолжается практика экспорта простого сырья, товаров низкого передела. Более того, зачастую всё это идёт через разного рода опять же серые или откровенно криминальные схемы вывоза продукции. Проще говоря — как это называется? — гонят контрабанду».

Именно любители погонять контрабанду и пользуются отсутствием системы учёта. Зампред правительства РФ Виктория Абрамченко после совещания с президентом пояснила: «Есть несколько основных вариантов появления объёма незаконно заготовленной древесины: срубили, не имея никаких прав на участок; срубили не там, где разрешили; срубили под видом санитарной рубки. "Серые" компании приобретают круглый лес (кругляк — брёвна с корой) за наличные средства, полученные от торговли на вещевых или продовольственных рынках, легализуют кругляк на примитивных лесопилках, расположенных на железнодорожных тупиках, производят грубо обработанные сырые пиломатериалы и отгружают их на экспорт по железной дороге».

Но рубят ещё и там, где разрешают заинтересованные чиновники. Например, с лёгкой руки бывшего министра лесного хозяйства Иркутской области Сергея Шеверды была проведена незаконная санитарная рубка, которая причинила ущерб в размере 880 млн рублей. Также уже отбывает свой четырёхлетний срок бывший директор департамента лесного хозяйства Приморского края Владимир Иванов за получение взятки в размере $550 000 за продление договоров аренды лесных участков. Зачастую участки арендуют как раз для того, чтоб заниматься незаконной рубкой за пределами арендованных площадей.

За пару дней до совещания председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин рассказал, что в прошлом году в суды за преступления в этой сфере было направлено 167 уголовных дел в отношении 209 обвиняемых, а в течение шести месяцев 2020 года — 74 дела, по которым проходит 119 обвиняемых.

При этом в России номинально есть система учёта. Называется ЛесЕГАИС. И Россельхоз, как выяснила Счётная палата, потратил на неё более 1 млрд рублей. Мало того что система не отвечает требованиям и не отражает реальных цифр, так ещё на её модернизацию тайком были привлечены внебюджетные средства сверх уже потраченного миллиарда, отметили эксперты. Получилась такая система учёта древесины Шрёдингера — уже пять лет она жива и одновременно мертва.

© depositphotos.com

Пункт №2: запретить вывоз необработанных лесоматериалов

Запрет на вывоз кругляка или минимально обработанной древесины будет распространяться на хвойные и ценные лиственные породы дерева.

По словам гендиректора Lesprom Network Алексея Богатырёва, по сути это означает практически полное прекращение экспорта пиловочного сырья, так как на хвойные породы приходится около 70% экспорта необработанного леса.

Ещё год назад глава Минпромторга РФ Денис Мантуров говорил о том, что в этой мере нет необходимости, потому что доля экспорта круглого леса и так снижается. Если в 2008 году она составляла 22% от общего объёма заготовки, то в 2019 году достигла исторического минимума в 7,8%. Тогда, в 2018–2019 годах, запрет экспорта необработанной древесины активно обсуждали в Совете Федерации, но касался он только вывоза лесоматериалов в Китай.

В 2019 году Россия экспортировала 15,9 млн куб. м необработанного леса. Около 70% поставок приходится на Китай. Помимо легального вывоза кругляка в Поднебесную, активно практикуется нелегальный в связке с «чёрными лесорубами». Отличить китайскую лесодобывающую компанию от российской стало практически невозможно. В одном только Канске за последние пять лет открылось около 100 заводов с китайскими корнями, в Томске китайских фирм порядка 40. По данным «Гринписа», три четверти древесины, заготовленной в России, уходит на азиатский рынок незаконно — например, через пограничный город Суйфэньхэ. Оттуда она, смешиваясь с лесоматериалами, импортированными из США, Европы или изготовленными в лесах северо-востока Китая, отправляется вглубь страны.

В 2019 году вопрос с запретом на экспорт кругляка в КНР закрыли, решили обойтись заградительными пошлинами. В 2019-м они выросли с 25% от стоимости продукции до 40%, в 2020-м — до 60%, в 2021-м поднимутся до 80%. Мантуров отмечал, что запрет нарушил бы обязательства России перед ВТО. Да и винить одних китайцев тут нельзя. Как минимум есть ещё чиновники, которые позволяют незаконно валить лес, и пограничники, которые пропускают этот лес через границу.

Впрочем, заградительные пошлины показали свою эффективность:

Экспорт необработанных лесоматериалов

Чуть больше чем через год экспорт необработанного дерева полностью запретят. Производители пиломатериалов отмечают как плюсы нововведений — новые рабочие места, обеление сферы, увеличение поступления налогов в федеральный и региональный бюджеты, так и минусы — размытые формулировки и возможный неконтролируемый рост цен на сырьё.

Пункт №3: модернизация производств переработки древесины

Вполне логично: если производство только и занималось тем, что валило лес, особо его не обрабатывая, то ему нужно время, чтобы перестроиться. Но в очень сжатые сроки — до конца 2021 года. Предполагается, что специальная программа модернизации будет включать в себя льготные кредиты на переоборудование производств и создание мощностей по глубокой переработке древесины.

Но модернизация производств всего за год и с текущей пошлиной в 40% кажется невыполнимой задачей. Так считает и управляющий директор Segezha Group Николай Иванов, указывая, что это «слишком короткий переходный период». В начале 2020 года, ещё до известий о радикальных мерах по ограничению экспорта, замгендиректора «Приморсклеспрома» Виктор Медведь говорил, что предприятия смогут перейти на полную переработку только за несколько лет с условием, что пошлину на вывоз кругляка снизят до 6,5%.

Пункт №4: назначить главного лесного инспектора

Это указание направлено на усиление лесного контроля, который будет включать и надзор над транспортировкой, хранением и переработкой древесины.

С лесным надзором в России не всё гладко. Защитой от «чёрных лесорубов» в 2005 году начал заниматься Росприроднадзор, который, по информации «Гринписа», тогда не обладал «ни необходимой численностью сотрудников, ни опытными инспекторами». В 2016 году количество сотрудников ведомства, которые осуществляют лесную охрану, составляло 61,1% от положенных позиций, а в 2017 году — 68,8%. На одного лесного инспектора должно приходиться не более 11 500 га, но эта норма не соблюдается. Например, в Сибирском федеральном округе она более чем в семь раз превышает положенную: там на одного сотрудника приходится 82 400 га. Уследить за такой территорией просто физически невозможно.

© depositphotos.com

Что думают игроки рынка

С одними пунктами плана представители сферы соглашаются. «Контроль за сделками с древесиной — это важно и здорово, но без мониторинга того, что реально происходит в лесу, это все меры про «как сделать проще, а не как сделать лучше», — поделился директор FSC Николай Шматков.

Другие предложения игроки рынка расценивают неоднозначно. «В поручении президента озвучено много комплексных мер, одна из них — запрет на экспорт круглого леса. Но как эти меры помогут в борьбе с нелегальными рубками, я не понимаю, честно говоря, совсем», — отметил Шматков. Эксперты утверждают, что что такая мера будет на руку крупным переработчикам леса, у которых зачастую есть проблема с сырьём. Представители крупных производств возражают: «Мы, законопослушные лесопромышленники, обеими руками за. Но в таком виде это (запрет. — Прим. "Секрета") никому не выгодно, ни мелким, ни крупным игрокам», — отметил глава ассоциации «Дальэкспортлес» Александр Сидоренко.

Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com