Власти захотели дать налоговикам расширенный доступ к банковской тайне россиян. К чему это может привести
Что произошло
Правительство внесло в Госдуму законопроект «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Кабмин предлагает расширить «возможности получения налоговыми органами информации от кредитных организаций, необходимой для осуществления налогового контроля, а также направления такой информации по запросу компетентного органа иностранного государства».
Какую информацию о клиентах откроют перед налоговиками, в документе не уточняется. Однако отмечается, что новая мера «будет способствовать обелению экономики, не затрагивая интересы добросовестных налогоплательщиков».
Что налоговая уже знает о клиентах банков
Российские банки обязаны передавать в налоговые органы данные об открытии или закрытии счетов и депозитов клиентов-физлиц, индивидуальных предпринимателей и компаний (ст. 86 Налогового кодекса).
С 1 апреля 2020 года в ФНС также поступают сведения об открытии или закрытии электронных кошельков: это затрагивает клиентов таких сервисов, как «Яндекс.Деньги», «Qiwi кошелёк», WebMoney, PayPal и других, поскольку они работают через банки.
Кроме того, кредитные организации обязаны выдавать налоговикам справки о наличии у любого клиента счетов, вкладов, а также об остатках на них или операциях за определённые периоды, рассказал «Секрету» Андрей Шугаев, заместитель председателя МКА «Клишин и партнёры». Такое возможно, если, например, в банк поступит соответствующий запрос от налогового органа.
Что хочет узнать налоговая
Сейчас ФНС может запрашивать у банка сведения об операциях физлиц только в рамках налоговой проверки. Однако в ведомстве выступают за предоставление им онлайн-доступа к счетам физлиц — чтобы тратить меньше времени на запросы и бюрократию, пояснил «Секрету» Давид Капианидзе, партнёр налоговой практики BMS Law Firm. Речь идёт о контроле над поступлениями наличных, а также о доходах и затратах физлиц.
«Многие оплачивают онлайн-покупки картой, но получают зарплату "в конвертах", то есть деньги в итоге поступают на счёт. И нововведения помогут получить полную картину о финансовых операциях граждан. Причём не у всех банков настроен онлайн, и сейчас будут работать над тем, чтобы банки могли предоставлять такой доступ онлайн как налоговым, так и другим контролирующим органам», — говорит он.
Эксперт также отметил, что под угрозой окажутся и работодатели. «Когда выяснится, что у физических лиц был "серый" доход, автоматически будут смотреть на работодателя, который с большей долей вероятности выдавал зарплату в конвертах. И, как следствие, это коснётся и юридических лиц», — говорит он.
По мнению Андрея Шугаева, эта инициатива приведёт к тому, что у ФНС появится легальный доступ к банковской тайне без предварительного проведения налоговых проверок.
«Подобные предложения за последнее время исходили от МВД и ФАС и не нашли понимания в Центральном банке России. Неограниченный доступ налоговых органов к банковской тайне, особенно физических лиц, предлагаемый правительством, можно рассматривать с точки зрения права как презумпцию виновности, когда гражданин, имеющий банковский вклад, изначально позиционируется налоговыми органами как ненадлежащий неплательщик налогов», — говорит он.
Юрист «Арбитраж.ру» Сергей Филиппов, напротив, считает, что правительство намерено расширить «возможности информационного взаимодействия». «Это предложение направлено на повышение качества налогового администрирования, которое необязательно должно быть связано с "симбиозом" Центробанка и Федеральной налоговой службы», — говорит он.
Что думают эксперты
Идея правительства снять большинство барьеров на пути к банковской тайне выглядит крайне тревожно, считает Андрей Шугаев. Особенно если вспомнить, что в ближайшем будущем россияне будут платить проценты с доходов от банковских депозитов.
«Мало того что проценты по вкладам в большинстве российских банков из года в год снижаются и составляют в настоящее время незначительные суммы, так ещё и нам готовится "реформа", когда налоговые органы без спроса, только по их непонятным для большинства граждан и организаций причинам, будут активно получать сведения об их счетах и вкладах. С подобной "реформой" — а мы можем её охарактеризовать как "держать и не пущать" — вряд ли можно согласиться. Кроме того, она неизбежно вызовет серьёзные негативные социальные последствия и реально подорвёт интерес и доверие к банковской системе страны в целом», — говорит он.
Если у налоговой появятся новые полномочия, то механизм их реализации может быть аналогичным положениям закона о противодействии отмыванию доходов, «когда банки запрашивают у клиентов информацию и документы по операциям, соответствующим критериям "подозрительной операции"», — полагает Сергей Филиппов.
Фото: mskagency.ru/Кирилл Зыков