secretmag.ru
Новости

Индюшачий магнат лишился 40% компании из-за махинаций с участием госбанков

Владелец крупнейшего в России производителя индейки «Евродон» Вадим Ванеев рассказал, как лишился 40% своей компании из-за офшорных схем госбанков

Владелец крупнейшего в России производителя индейки «Евродон» Вадим Ванеев рассказал, как лишился 40% своей компании из-за офшорных схем госбанков. Об этом он сообщил изданию РБК.

2 февраля 2016 года инвестиционное подразделение «Альфа-групп» компания А1 купила офшор «Бримстоун Инвестментс Лимитед», получив в собственность 40% «Евродона». Продавцом был член совета директоров «Газпрома» Фарит Газизуллин. 9 февраля А1 подала иски к Ванееву с требованием признать недействительными договоры поручительства «Евродона» по кредитам, а самого бизнесмена — исключить из числа владельцев компании. 26 февраля А1 продала «Евродон» ВЭБу, а 29 февраля суд по ходатайству ФСБ арестовал бывшего главу департамента природных ресурсов и строительства ВЭБа Ильгиза Валитова за попытку завладеть мошенническим путём имуществом «Евродона».

По словам Ванеева, сейчас у компании открыто две кредитных линии: в ВЭБе на 18 млрд рублей и в Россельхозбанке для дочки компании «Евродон-юг» на 7 млрд рублей. А1 пыталась судиться с производителем индейки как раз из-за кредитов.

Первым кредитом только появившегося «Евродона» был заём на 31 млн евро в 2003 году. «Нас финансировал BNP Paribas из Израиля. Они дали кредит ВТБ, ВТБ — нам. Это были 2004–2005 годы. Не было же денег тогда в России, банки занимали в Европе под 3%», — говорит бизнесмен. В 2005 году «Интеко» продала все цементные заводы компании «Евроцемент», из-за чего цены на стройматериалы резко выросли и проект строительства птицекомплекса «Евродона» подорожал на 25%. Представители ВТБ тогда сказали Ванееву: «Раз так, мы полностью этот проект выкупаем, забираем». В итоге после длительных переговоров с руководством банка ВЭБ выкупил у ВТБ долг «Евродона» и добавил $7 млн, которых не хватало на строительство. По словам бизнесмена, на сегодняшний день тот кредит уже погашен.

В 2010 году на завод приезжал Владимир Путин, после чего ВЭБ выделил компании ещё одну кредитную линию на 18 млрд рублей для проекта «Евродон-юг». Для получения кредита бизнесмену пришлось подписать договор в качестве гарантии, в котором указывалось, что он по номинальной стоимости в 4000 рублей продаёт банку 40% своей компании. При этом Ванеев подписывал документы не напрямую с банком, а с неизвестным офшором «Бримстоун Инвестментс Лимитед». При этом бизнесмен отметил, что все госкомпании находятся в офшорах. Позже оказалось, что владелец офшора — не ВЭБ, а Газизуллин. «У нас сделка была с банком, я так считал. Мы продали долю, считая, что продаём её банку. Кто мог подумать, что кто-то [в банке] будет такими вещами заниматься», — говорит Ванеев.

Газизуллин появился в компании только в 2015 году из-за «Евродон-юга». Ванеев был в нём единственным акционером, а кредитная линия на 18 млрд рублей была открыта именно на ту компанию. Представители Газизуллина сказали, что он должен быть и в той компании, но бизнесмен отказал всем.

В начале февраля бизнесмена вызвали в ВЭБ. «Я спокойно сижу, и тут говорят А1. Тогда я понял, что начался захват и всё такое», — рассказал он. По его словам, А1 ввела его в заблуждение и к инвестиционной группе у него никаких претензий нет. «Они чисто сработали. Они ребята очень грамотные. Я с [президентом А1 Александром] Винокуровым общаюсь, с акционерами пока нет, но, думаю, что с ними тоже познакомлюсь», — рассказал владелец «Евродона».

Сейчас в «Евродоне» идёт переоформление документов и 40% компании перейдёт ВЭБу. «И всё начинается с чистого листа. Новое руководство (в конце февраля ВЭБ вместо Дмитриева возглавил Сергей Горьков. — Прим. «Секрета»], новые планы», — закончил предприниматель.