В РПЦ раскрыли причины отстранения иерея, призывавшего патриарха раскрыть имущество
Ранее на You-Tube канале иерея Романа Степанова Рope Roman появилось видео, в котором священник призвал руководство РПЦ написать «декларации о своих доходах и имуществе». Это, по его мнению, позволит церкви «вернуть доверие людей».
6 сентября на сайте Чувашской митрополии появился указ митрополита Савватия, запрещающий отцу Роману проводить церковные службы и носить облачение священника. В нём сказано, что причиной этого стали «тяжёлая обстановка» в семье священнослужителя, уход от него жены, «длительный период употребления тяжёлых наркотических препаратов, блудное сожительство с другой женщиной».
Что рассказали в епархии
В Чебоксарской епархии заявили «Секрету», что предыдущий митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров) вывел Степанова за штат в декабре 2019 года, поскольку «был в курсе проблем Степанова». Варнава умер в 2020 году, его место занял митрополит Савватий.
«Степанов просто его обманул — скрыл от него свою историю и только сказал, что завязал с наркотиками, полон решимости помогать людям с зависимостью и хочет создать центр помощи. Вернулся в штат епархии с 14 сентября 2020 года по указу митрополита Савватия», — заявила пресс-секретарь Чебоксарской епархии Зинаида Паршагина.
По её словам, до 30 декабря 2019 года отец Роман, будучи настоятелем храма, «принимал наркотики и сожительствовал с наркоманкой, о чём признался в интервью местному радио».
Однако Савватий «ещё не был в курсе ситуации в епархии, и вернул Степанова на должность настоятеля храма».
По словам собеседницы, решение о запрете Степанова в служении митрополит Савватий принял 2 сентября, о чём отец Роман был уведомлен. Указ подписали 6 сентября, поскольку до этого архиерей был в командировке.
«Выступление отца Романа на YouTube с призывом (к церковным иерархам задекларировать доходы. — прим. "Секрета") опубликовано 4 сентября. Видимо, как защита от неизбежного наказания», — считает Паршагина.
Что говорят в Московской патриархии
Собеседник «Секрета» в Московской патриархии рассказал, что отец Роман втёрся в доверие к пожилому митрополиту Варнаве. «Степанов, видимо, воспользовался глубокой старостью и болезнью покойного, чтобы уговорить его не принимать жёстких канонических решений, как, например, лишение сана, которые в любой другой ситуации приняли бы без промедления», — считает сотрудник патриархии, попросивший не называть его имени. Митрополит Варнава умер 1 июня 2020 года на 89-м году жизни.
В августе 2021 года Степанов на своём канале опубликовал видео с девушкой, которая призналась, что в 2010 году стала жертвой сексуального насилия — до неё якобы домогался священник, который крестил девушку за год о этого. Это стало поводом для разбирательства в патриархии.
Доказательств сексуального насилия, по словам собеседника «Секрета» в Москве, епархиальные власти не нашли. Однако выяснились подробности личной жизни Степанова — наркомания, внебрачное сожительство с женщиной, а также тяга к популярности и блогерству. Следует отметить, что священникам разрешена либо жизнь в браке, либо полное отсутствие личной жизни — целибат.
Объяснения отца Романа
В общении с журналистами телеканала RTVi Степанов признался, что употреблял наркотики и расстался с женой. «Всё, что указано, всё правда, всё у меня было. Была и серьёзная зависимость от тяжёлых наркотиков, и связь после брака с прекрасной девушкой», — рассказал он. Однако священник отметил, что уже понёс наказание за эти грехи.
«Когда я пришёл в церковь, рассказал об этом владыке, покаялся, понёс епитимью (наказание. — Прим. "Секрета") — искупил свой грех. Сейчас получается, что меня отстранили за то, за что я уже понёс наказание. Это противоречит церковному праву», — добавил отец Роман.
Также Степанов заявил, что на церковный суд, который пообещали организовать в епархии, он придёт, хоть и считает это «унижением». «К служению я больше не вернусь, буду искать работу, я всё-таки религиовед. И ещё у меня теперь есть замечательная возможность жениться и нарожать много детей», — поделился он своими планами на будущее.
Фото: Воронин Денис/Агентство «Москва»