secretmag.ru
Новости2 мин.

В России камеры научились присылать штрафы за езду без включённых фар

ГИБДД начало активно использовать камеры видеонаблюдения и нейросеть, чтобы наказывать водителей за езду без включённых фар. Ранее фотовидеофиксацию для этого нарушения не применяли, но с июля ведомство вынесло уже более 7000 штрафов. Пока камеры научились присылать штрафы за движение без света только в Нижнем Новгороде, но практику уже хотят распространить на другие регионы, несмотря на протесты экспертов.

Об этом узнал «Коммерсант», после массовых жалоб в соцсетях изучивший статистику дорожных штрафов в Новгородской области, где запустили нововведение. В региональном минтрансе изданию подтвердили, что нижегородские водители за месяц получили около 7300 штрафов за езду без включённых фар днём. Их выписали с помощью камеры типа «Азимут-3». Сейчас рассматривают возможность использовать для этих целей и другие комплексы. Водителям удалось отменить только 48 таких постановлений.

ПДД обязывают водителей использовать ближний свет фар или дневные ходовые огни в светлое время суток. Ночью запрещено передвигаться без ближнего света, а в условиях недостаточной видимости — без дальнего. Штраф составляет 500 рублей. Использовать камеры для фиксации этого нарушения региональные ГИБДД пытались с 2014 года, когда появилась технологическая возможность. Но тогда в главном управлении заявили, что приборы не прошли сертификацию на автоматическое распознавание езды без света. Сейчас же технические вопросы удалось решить, да и нейросети шагнули вперёд.

Как пояснили в ассоциации ОКО, объединяющей производителей комплексов фотовидеофиксации, камера выносит решение о нарушении, анализируя контрастные зоны по обеим сторонам госномера. Комплексы типа «Азимут-3» применяют во многих регионах, в том числе в Пермском крае, Оренбургской, Брянской, Тверской, Воронежской областях. Но штрафы пока начали выписывать только в Нижнем Новгороде. Ходили слухи и о планах распространить практику на Москву уже осенью 2021 года, однако 29 июня МВД опровергло эту информацию.

Юристы считают, что технология ещё слишком сырая и допускает много ошибок, так что масштабно использовать её пока рано. Основная проблема — в использовании в современных автомобилях светодиодных фар, свет которых имеет частоту, отличающуюся от частоты кадров в камере. В результате на некоторых снимках машина с включёнными фарами будет выглядеть как с выключенными. Затруднения могут возникнуть и во время непогоды, когда фары могут быть грязными, и под слепящим солнцем. Поэтому даже после обучения камеры на большом массиве данных обязателен контроль нарушений со стороны инспектора, подчеркнули эксперты.

Фото: Зыков Кирилл/Агентство «Москва»

Ещё ближе к делу — главные новости и самые интересные истории в нашем Telegram-канале.