В новых учебниках истории России переписали целые десятилетия. Ещё добавили главу про СВО
Как переработали разделы в учебниках
Мединский заявил, что Минпросвещения отобрало три лучшие линейки учебников по истории, в итоге новый единый учебник вобрал в себя переработку из них. Однако до сих пор 16 линеек учебников присутствуют в средней школе, что «вызывает путаницу».
Авторами новых учебников по истории России выступили Мединский и ректор МГИМО Анатолий Торкунов, авторами пособий по всеобщей истории — Мединский и научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.
В учебнике много микроисторий и любопытных фактов, отметили его авторы. Они заявили, что это первый учебник, который прошёл системное рецензирование даже от институтов.
Экс-министр уточнил, что работу над четырьмя томами нового учебника по истории для 10–11-х классов вели с апреля 2023 года. Редактор учебника ректор МГИМО Анатолий Торкунов отметил, что при изложении событий современности авторы руководствовались теми трактовками, которые предлагает российское государство. Мединский добавил, что помимо переписанных параграфов авторы добавили разделы с 2014 по 2023 год, включая главу о специальной военной операции (СВО) на Украине.
«Авторы писали буквально своей рукой многое из последнего перечисленного. <...> Твёрдая обложка, корешок сшит, а не склеен. Это позволит сделать так, как в советские годы, когда учебник служил в течение 5 лет», — пояснил Мединский.
Что представляет собой новое издание
Новые учебники по истории для 10–11-х классов будут использовать в образовательном процессе уже с 1 сентября. Издание состоит из четырёх книг:
- История России (10-й класс).
- Всемирная история (10-й класс).
- История России (11-й класс).
- Всемирная история (11-й класс).
Цена нового учебника отечественной истории составит 849 рублей. Это на 20% дешевле, чем стоимость действующего учебника, заявил глава Минпросвещения России Сергей Кравцов. Кравцов напомнил, что впервые в новых учебниках истории будут QR-коды со ссылками на достоверные архивные материалы, с которыми смогут ознакомиться как школьники, так и учителя.
Раздел про СВО: главные тезисы
В новых учебниках Украину назвали ультранационалистическим государством. Целью СВО обозначили «защиту Донбасса и упредительное обеспечение безопасности России».
В частности, школьникам будут рассказывать о том, как «Запад завалил украинский режим деньгами и оружием». И главным бенефициаром конфликта на Украине названы США. Что ещё узнают старшеклассники из учебника:
- В начале XXI века Россия исходила из того, что холодная война осталась позади, а будущее — за развитием «добрососедских отношений с США и Западом». Однако усиление России в начале 2000-х не устраивало Штаты.
- Авторы отметили, что идеей фикс Запада стала дестабилизация положения внутри России.
«Ради этого в бывших республиках СССР спонсировалась откровенная русофобия. Дальше по плану — втягивание России в череду конфликтов и "цветных революций", разбалансировка её экономики и смена власти на подконтрольную. Конечная цель не особо скрывается: это расчленение России и контроль над её ресурсами», — написано в учебнике.
- Авторы подчеркнули, что украинский неонацизм — не прямое повторение германского национал-социализма 1920–1940-х годов, а «озлобленное национальное, языковое, культурное насилие агрессивного меньшинства над большинством». Отмечен и факт того, что украинскую молодёжь уже с малых лет воспитывали в ненависти к России.
- Параграф под названием «Украина — ультранационалистическое государство» начинается с того, что любое инакомыслие на Украине преследуется, оппозиция запрещена, а всё русское объявлено враждебным. В пример ставили новости о запрете русского языка и снос исторических советских памятников.
- Донбасс в параграфе «Россия — страна героев» авторы называют «девять лет поливаемым кровью». «Жителей Донбасса назвали «террористами» за то, что они хотели остаться русскими» — указано в тексте. Русскими людьми называются «и великороссы, и татары, и украинцы, и дагестанцы, и башкиры».
- В главе рассказали и про западные санкции после начала СВО. В частности, авторы назвали их «абсолютно незаконными» и «беспрецедентными по масштабу».
- Отдельный абзац посвятили фейкам. Авторы призвали школьников «быть бдительными» и «думать, почему, зачем и за что «отрабатывают новости» те или иные «оппозиционеры».
- Ещё один абзац посвятили иноагентам. В нём школьникам объясняют, что означает приписка «иноагент», которую можно увидеть в публикации напротив фамилии того или иного человека.
В целом авторы учебника часто прибегают не только к изложению фактов, а ещё к призывам и даже прямым обращениям. Например, школьникам напоминают о том, что даже после ухода иностранных компаний из страны у будущих взрослых есть множество возможностей самореализовываться.
«После ухода иностранных компаний многие рынки перед вами открыты. Открыты фантастические возможности для карьеры в бизнесе и собственных стартапов. Не упустите этот шанс. Сегодня Россия — воистину страна возможностей», — заключили в учебнике.
Перепишут все учебники
Кравцов также заявил, что государственные учебники по всем школьным предметам подготовят до конца 2025 года. Он до этого пояснял, что единые школьные программы по всем предметам — федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП) — появятся в школах уже с 1 сентября.
Депутаты Госдумы ранее приняли законопроект, предусматривающий введение единых федеральных основных общеобразовательных программ для школ, которые будут разрабатываться и утверждаться Минпросвещения, а также введение госзаказа на разработку учебников, который также будет осуществлять Минпросвещения. Ранее ФООПы разработали по шести школьным предметам.
Новый предмет вместо ОБЖ
Кстати, с 1 сентября в школах классический предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) станет предметом «Основа безопасности и защита Родины». Замдиректора департамента госполитики и управления в сфере общего образования Минпросвещения Анна Тимофеева отметила, что в работе примут участие представители Минобороны и МЧС, которые помогут разрабатывать новый учебник для средней и старшей школы.
Глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова отмечала, что нововведения коснутся не только названия, но и в целом наполнения предмета. Она предложила подключить к разработке учебной программы не только простых учителей, но и участников СВО.
Для девочек же разработали программу обучения основам медицинской подготовки. Причём обучать нужно не просто оказанию первой медицинской помощи, но подготовить их в качестве санинструкторов, чтобы они могли рассказывать другим, как оказывать первую помощь.