У жителей Москвы и Петербурга появилась возможность поучаствовать в «народном каршеринге»
Новый сервис получил название «Рули». По информации Autonews, пока речь идёт о тестовом режиме в двух городах: проверить доступные функции приложения смогут первые сто участников-тестировщиков, успевшие раньше всех зарегистрироваться в системе и пройти условия отбора. После этого запуск состоится официально, а затем программу могут расширить и на другие города России.
Как это работает?
Для того чтобы «пошерить» (сдать в аренду) свой автомобиль, пользователю нужно будет скачать мобильное приложение «Рули» и зарегистрироваться в нём как автовладелец. В дни, когда машина ему оказывается не нужна (например, во время отъезда в отпуск), в приложении можно указать статус автомобиля «свободен». Все условия и параметры для аренды выбирает владелец: от цены проката и длительности периода, в который её можно забронировать, до деталей, где её можно забрать и припарковать после поездки.
В департаменте транспорта Москвы сразу указали на сомнения автовладельцев насчёт перспективы отдать личный автомобиль чужим людям. Для того чтобы пользователи нового сервиса привыкли к мысли, что их автомобиль может использовать кто-то ещё, на первых порах приложение позволит сдать транспортное средство только друзьям и близким.
«Сейчас большинство людей воспринимает свой автомобиль как личное пространство. Не каждый готов пустить за руль постороннего, поэтому на первом этапе автовладельцы сами смогут выбирать, кому доверить свою машину из близкого круга знакомых людей», — сказал глава столичного дептранса Максим Ликсутов.
Впоследствии автовладельцы по желанию смогут расширить круг лиц, которым разрешено пользоваться машиной. На этапе закрытого тестирования водители-арендаторы смогут опробовать «Рули» только по приглашениям: желающие сдать свой автомобиль в каршеринг самостоятельно отмечают в своём списке контактов тех, кому разрешено доверить автомобиль, после чего им придёт уведомление и приглашение зарегистрироваться в сервисе в качестве арендаторов. О том, что машина свободна, они также узнают через оповещение.
Риски и страховка
Как и в обычном каршеринге, владельцы получат возможность отслеживать, что происходит с автомобилем в реальном времени: первым ста участникам власти Москвы бесплатно предоставят телематическое оборудование и модули удалённого доступа к компьютеру, позволяющие увидеть, где находится машина, сколько топлива осталось в баке и с какой скоростью она перемещается. Обязательно ли будет такое оборудование для остальных участников сервиса и во сколько обойдётся его установка, в дептрансе пока ответить затруднились. Не исключено, что эти траты лягут на плечи автовладельцам.
Кроме того, на весь срок тестирования московские власти предоставят первой сотне пользователей сервиса бесплатный открытый полис ОСАГО, позволяющий передавать управление своим автомобилем любому человеку с правами. Ответственность водителя при этом будет застрахована на 400 000 рублей, но ущерб компенсируют только в случае вины второго участника ДТП. Тем, кто не доверяет мастерству или удачливости арендатора, московский дептранс рекомендует самостоятельно оформить полис КАСКО, покрывающий ущерб, даже если виноватым окажется взявший автомобиль пользователь. В дальнейшем возможность страхования поездок по КАСКО планируется добавить в опции приложения. Страховщики уже предупредили, что при участии автомобилиста в «народном каршеринге» стоимость его страховки будет выше, чем для других таких же автомобилей, так как по статистике последних лет каршеринговые автомобили попадают в ДТП чаще.
Льгот при оплате платной парковки у пользователей «народного каршеринга» не будет. Штрафы водителям также придётся оплачивать самостоятельно: время фиксации нарушения легко можно будет сравнить с базой данных по аренде, чтобы определить, кто был за рулём автомобиля. Если взятый в аренду автомобиль попадёт в аварию, ущерб по которой превысит лимит ОСАГО, потерпевшие вправе будут предъявить претензии как к водителю, так и к владельцу машины.
Какие ожидания?
Несмотря на спорную пока привлекательность нового сервиса для автомобилистов, в столичном дептрансе возлагают на него определённые надежды. Как пояснил Ликсутов, чиновники не ждут миллиона регистраций в первые месяцы запуска «Рули», однако опция «народного каршеринга» должна быть в современном мегаполисе. Основная цель проекта — уменьшить количество автомобилей на парковках и немного разгрузить дороги.
Эксперты из «Сколково» уже назвали «Рули» подобием социальной сети для друзей-автомобилистов. Руководитель проекта Кирилл Жанайдаров предположил, что он будет интересен тем москвичам и петербуржцам, которым близки принципы разумного потребления.
Фото: Pixabay, Pixabay License
Технологии будущего, которое уже наступило, — в нашем инстаграме.