Турецкие банки отказались давать деньги на «сумасшедший проект» Эрдогана
Представители банков объяснили своё решение тем, что проект может навредить экологии, узнал Reuters.
Ранее кредитные организации, среди которых были Garanti Bank, Is Bank и Yapi Kredi, подписывали рамочное соглашение о принципах ответственной банковской деятельности, которые определила ООН. По этой договорённости они обязались не давать денег на проекты, которые могут сильно навредить природе.
Сейчас стоимость строительства канала «Стамбул» оценивается в $10 млрд. Но банки опасаются, что проект потребует гораздо больших вложений со стороны государства. Кроме того, может потребоваться финансирование из-за рубежа.
Наконец, один из банкиров в беседе с агентством заявил, что против строительства канала выступают ведущие оппозиционные партии страны. Он допустил, что проект могут приостановить, если на выборах в 2023 году партия Эрдогана проиграет. По мнению представителя кредитной организации, возведение канала уже стало «любимым проектом правительства», хотя связанные с ним кредитные и репутационные риски по-прежнему очень велики.
Комментируя позицию банков, представитель Эрдогана Ибрагим Калын заявил агентству, что проект обязательно привлечёт инвесторов и кредиторов после проведения тендеров. По его словам, интерес к строительству канала проявили уже турецкие, европейские, американские и китайские компании. «Это прибыльный проект <...> и мы уверены, что он будет продолжен», — добавил Калын.
«Сумасшедший проект»
В 2011 году Реджеп Тайип Эрдоган выступил с идеей построить канал в обход Босфора, который соединит Чёрное и Мраморное моря и пройдёт через западную окраину Стамбула. Видимо, желая подчеркнуть масштаб и амбициозность проекта, глава государства называл его «сумасшедшим».
Сейчас Босфорский пролив уже с трудом справляется с потоком судов — в обоих направлениях по нему ежедневно проходит больше ста кораблей. Риски аварий и крупных экологических катастроф нарастают с каждым днём. По словам турецкого лидера, новый канал будет состоять из двух почти прямых участков, благодаря чему разгрузит Босфор, а также выведет за пределы вод Стамбула суда, везущие наиболее опасные грузы, например нефтеналивные танкеры. Планируется, что будущий канал сможет пропускать около 160 судов в день.
В 2018 году строительство канала отложили на фоне разразившегося в стране валютного кризиса. Но в марте 2021-го турецкое правительство одобрило планы по возобновлению стройки. Работы собираются начать уже в июне.
У проекта изначально было немало противников. В частности, против него выступил Союз палат турецких инженеров и архитекторов. В организации уверены, что канал разрушит морскую экосистему и источники, которые на треть обеспечивают Стамбул пресной водой. Также своё недовольство по поводу строительства объекта высказывали мэр и жители города.
Позиция России
Россия скептически относится к мегапроекту Эрдогана. В частности, Москва указывала на то, что канал может не подпадать под действие Конвенции Монтрё, ограничивающей доступ иностранных военных кораблей в Чёрное море через Босфорский пролив.
Конвенция от 1936 года предусматривает свободный и бесплатный проход торговых судов через проливы Босфор и Дарданеллы. Также соглашение ограничивает прохождение из Средиземного моря в Чёрное военных кораблей. Сейчас существует определённый лимит их водоизмещения и специализации. Эрдоган ранее уверял, что канал под конвенцию Монтрё подпадать не будет.
Фото: Brookings Institution, Flickr, CC BY 2.0
Главные новости бизнеса, экономики и финансов — на нашей страничке во «ВКонтакте».