Свердловский Ватикан. У скандального «духовника Поклонской» нашли православные обители с казаками для охраны
Как выяснили журналисты Znak.com, все постройки, контролируемые схиигуменом Сергием, строились там, где хотелось самому священнику, часто без должного согласования.
Считается, что под контролем отца Сергия находятся три крупных православных обители в Свердловской области, раскинувшиеся на территории более 100 га. На этих землях находятся Среднеуральский женский монастырь, отдалённые скиты на реке Туре, Кыртомский мужской монастырь, а также поля, жилые дома и промышленные постройки. На северо-востоке области паства Сергия заняла целую деревню.
В некоторых случаях участки находятся в аренде епархии или оформлены в собственность. Однако чаще они либо вовсе не состоят на кадастровом учёте, либо не имеют зарегистрированного права собственности. Впрочем, это не мешает обитателям православных комплексов устанавливать заборы от случайных прохожих и выстраивать за ними «своеобразный Ватикан», как выразился представитель организации по борьбе с коррупцией «Трансперенси Интернешнл Россия» Илья Шуманов. При этом вторым после Бога на территории этого религиозного микрогосударства считается вовсе не возглавляющий РПЦ патриарх Кирилл, а сам отец Сергий, отмечает Znak.com.
По информации 66.ru, в Среднеуральском женском монастыре организовали круглосуточное дежурство — на территорию не пускают никого, кроме паломников. К охране привлекли даже казачьи патрули, которые расставлены по периметру монастыря.
Кто такой отец Сергий?
Схиигумен Сергий, в миру бывший милиционер Николай Романов, ещё до своего прихода в РПЦ получил несколько сроков за убийство, кражу госимущества и грабёж. Он отсидел 13 лет в колонии в Нижнем Тагиле, после чего решил связать свою жизнь с верой.
Ещё будучи архимандритом, он принимал участие в строительстве мужского монастыря на Ганиной яме и Среднеуральского женского монастыря, куда его назначили духовником. По информации СМИ, он также считается духовником депутата Госдумы Натальи Поклонской, которая прилетала венчаться к нему на Урал.
С конца мая Сергия отстранили от богослужения и лишили права проповедовать после того, как он не послушался указаний патриарха о запрете посещения храмов на время пандемии и проклял тех, кто выступал за этот запрет. В опубликованной им видеопроповеди он говорил, что новый вирус — это миф, призывал прихожан «выходить на улицу, не боясь полиции, и сажать картошку», а также заявлял, что россиян хотят «поместить в электронный лагерь Сатаны».
В июне над схиигуменом начался епархиальный суд. Также ему запретили принимать исповедь, совершать монашеские постриги и покидать территорию Иоанно-Богословского мужского скита без письменного благословения архиерея. В ответ Сергий записал видеообращение к митрополиту Кириллу, где заявил, что из монастыря его придётся выгонять с полицией и Росгвардией, а сам он никуда не уйдёт.
Рейдерский захват и «безвозмездная передача»
В региональной прессе имя отца Сергия часто мелькало в связи со скандалами. Так, в начале 2000-х его обвинили в рейдерском захвате земель фермерского хозяйства Сергея Крекова, на которых позднее и возник Среднеуральский женский монастырь. Как рассказывала жена фермера, монашки-насельницы будущего монастыря появились там летом 2002 года, фактически заблокировав работу и вынудив их покинуть это место, которое находилось в бессрочной аренде. Тяжба с РПЦ вокруг этих земель длилась более десяти лет. Фермеры её выиграли, но в 2019 году всё равно вынуждены были уступить участок монастырю за денежную компенсацию.
Впрочем, официальная версия на сайте Екатеринбургской епархии гласит, что этот земельный участок в 3,5 га был «безвозмездно передан» монастырю Святых Царственных Страстотерпцев в 2002 году. На момент передачи хозяйства в него входили три ветхих строения, старый жилой дом и подстанция.
Сейчас на его территории расположены четыре церкви. Монастырское хозяйство полностью автономно: есть и собственный агрокомплекс, и садовое хозяйство, и православная школа, и даже своё кладбище. На территорию церковного хозяйства пускают не всех, охранники утверждают, что окрестные земли принадлежат монастырю и «нужные документы имеются». Впрочем, данных о собственниках этих участков в Росреестре нет, зато есть информация о девяти нежилых зданиях общей площадью более 7000 кв. м и кадастровой стоимостью 103,9 млн рублей.
Скиты на всю деревню
В 200 км от Среднеуральского женского монастыря, в деревне Новоселово, раскинулись шесть скитов, подконтрольных схиигумену. В центральной части поселения живут монахи и монахини, а также миряне из паствы отца Сергия, преимущественно весьма обеспеченные.
«Раньше дома здесь за мешок картошки отдавали. Сейчас по 300 000 рублей за участок просят, и то свободных не осталось», — пояснил опрошенный журналистами послушник.
По данным Росреестра, Екатеринбургская епархия с 2011 года владеет в Новоселове участком «для размещения объектов религиозного и благотворительного назначения» площадью 5826 кв. м, а также жилым домом на 214,9 кв. м. Там останавливается игуменья женского монастыря Варвара во время визита в скит.
Всего в деревне Новоселово более 50 земельных участков, на большинстве из которых расположены здания. В большинстве случаев в выписках Росреестра нет никакой информации о владельцах — это говорит о том, что право собственности на них зарегистрировано не было. В мирской части деревни дома раскупили свердловские предприниматели и новопоселенцы из различных частей России. В их числе артист из коллектива «Уральские пельмени» Дмитрий Соколов, чей чёрный Lexus уже стал местной достопримечательностью.
Кроме того, к югу от деревни есть незастроенная территория площадью 973 644 кв. м, которую Екатеринбургская епархия получила в аренду до 2057 года, но пока развивать не стала.
Ещё один проект отца Сергия — Картомский Крестовоздвиженский монастырь, который расположен в стороне от остального его хозяйства, в «глухих» местах. В нём проживают староверы. И он, и скит в деревне Новоселово территориально относятся к Алапаевской епархии (часть Екатеринбургской). В самой епархии сообщили, что эти земли относятся к лесному фонду, поэтому права на них оформлены договорами безвозмездного пользования.
Znak.com предположил, что земли и строения не ставили на государственный учёт, чтобы уйти от налогообложения. Несмотря на то что церковь не платит налог на имущество, это касается только той собственности, которая используется непосредственно для религиозной деятельности. По словам Ильи Шуманова, РПЦ пользуется широкой поддержкой государства, так что власти часто закрывают глаза на несоблюдение норм по регистрации прав собственности.
Фото: кадр из видео / YouTube-канал
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!