secretmag.ru
Новости3 мин.

Стала известна судьба крупнейшей в мире атомной подлодки «Дмитрий Донской»

Российскую стратегическую атомную подлодку (АПЛ) «Дмитрий Донской» вывели из боевого состава Военно-морского флота и собираются утилизировать. Об этом сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в военно-промышленном комплексе. Причиной стало устаревание оборудования, которое, предположительно, поставлялось с украинских оборонных заводов, рассказал источник «Секрета». Он предположил, что крейсер могли сдать в утиль и из-за нехватки финансирования.

По данным РИА «Новости», имя «Дмитрий Донской» уже присвоили новой стратегической атомной подводной лодке класса «Борей-А» (проект 955А). Её начали строить в 2021 году на предприятии «Севмаш» в Архангельской области.

При этом источники ТАСС опровергли сообщение об утилизации ракетного крейсера. По их данным, сейчас субмарина выполняет задачи учебно-боевой подготовки в море, решение по его дальнейшей судьбе примут в конце 2022 года.

«Дмитрий Донской» — это крупнейший в мире (подводное водоизмещение 48 000 т) атомный ракетный крейсер стратегического назначения. Он относится к проекту 941 «Акула». Имеет на борту 20 пусковых шахт для баллистических ракет «Булава», а также торпедное вооружение.

Военный эксперт Андрей Прокаев напомнил, что АПЛ была спущена на воду ещё в 1980 году. Для подводных лодок это весьма большой срок. Хотя в составе ВМФ России есть субмарины с таким же сроком службы, это накладывает ограничения на эксплуатацию. Уже возникали сложности с плановым ремонтом таких судов, сообщил «Секрету» эксперт.

«В идеальной ситуации чем больше лодок, тем лучше. Но, по данным из открытых источников, у судостроительной промышленности России есть большие сложности с ремонтом и строительством атомных подводных лодок. Более молодые лодки 971-го или 949-го проекта, которые были заложены в конце 80-х годов, могут стоять в ремонте по 10–13 лет, и в первую очередь надо отремонтировать и модернизировать их», — рассказал собеседник.

По его словам, ремонт или модернизация старой подлодки стоят очень дорого и нет возможности отремонтировать весь плавсостав. Поэтому ориентиры перераспределили и было принято решение вывести «Дмитрия Донского» из состава флота.

Источник «Секрета», близкий к военно-промышленному комплексу России, рассказал, что причиной утилизации «Дмитрия Донского», предположительно, стала нехватка комплектующих.

«Заявляют, что причина утилизации экономическая, что слишком дорого содержать такие лодки. Но такие заявления тянутся с ельцинских времён, когда лодки пилили потому, что США приказало. Сейчас на смену старым лодкам входят в строй аналоги нового поколения. Они не такие огромные, но такие же по вооружению. И я думаю, что часть аппаратуры старых лодок была произведена на заводе ""», — рассказал собеседник.

При этом технология создания таких лодок не предусматривает возможность просто поменять электронику, поэтому её проще отправить в музей или на металлолом. Кроме того, в этой подлодке используется аналоговая электроника. По словам источника, в ней компьютеры размером с «целую комнату». Поэтому её модернизировать невозможно.

«По поводу утилизации реактора — он небольшой. По сути, реактор — это большой самовар. Там есть ядерное топливо, которое греет первый контур до пара, а он греет второй контур воды, который вращает турбины. Это бочка, в которую вставлены паропроводы, а в центре торчит ядерное топливо. Топливо можно поднимать или опускать, соответственно, реактор будет работать сильнее или слабее», — пояснил источник.

При утилизации топливо из реактора вынут, все радиоактивные части реактора изолируют в специальных контейнерах. Это отработанная технология и она абсолютно безопасна, уверяет собеседник.

По его словам, отработанное топливо отправят на переработку и его можно будет заново использовать в реакторах.

«Настолько строгий контроль над происходящим, что с атомными отходами ничего не происходит с 60-х годов. За этим очень жёстко следят», — резюмировал собеседник.