secretmag.ru
Новости

Ссылка дня. Почему в России растёт число самозанятых граждан

13 июля этого года вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец заявила, что 36% трудоспособного населения России — участники теневой экономики. При этом профессор факультета социальных наук Высшей школы экономики Юрий Плюснин обращает внимание, что «Голодец говорит, что в теневой экономике 27 млн человек, если перевести ее 36%, а Роструд в апреле утверждал, что их 15 млн. Согласитесь, большая разница». Газета «Коммерсантъ» попыталась выяснить, чем эти люди занимаются на самом деле.

13 июля этого года вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец заявила, что 36% трудоспособного населения России — участники теневой экономики. При этом профессор факультета социальных наук Высшей школы экономики Юрий Плюснин обращает внимание, что «Голодец говорит, что в теневой экономике 27 млн человек, если перевести её 36%, а Роструд в апреле утверждал, что их 15 млн. Согласитесь, большая разница». Газета «Коммерсант» попыталась выяснить, чем эти люди занимаются на самом деле.

Доктор наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России МГУ Наталья Зубаревич определяет самозанятых граждан как людей, «работающих на себя, но не уведомляющих о своих заработках государство». По подсчётам Плюснина, их количество может достигать двух пятых трудоспособного населения страны.

Один из примеров такой самозанятости — гаражная экономика Ульяновской области, которую уже начал отдельно изучать исследователь фонда «Хамовники» Александр Павлов. В этом городе на окраинах появилось несколько кооперативов — в самих гаражах располагаются мастерские, многие надстраивают над ними себе жильё. Рядом есть магазины и кафе. Здесь открыть мастерскую — чтобы чинить обувь, делать гитары или шить на заказ — проще и дешевле, нужно договариваться только с начальником кооператива или владельцем гаража. В Ульяновске, Тольятти и Набережных Челнах, где есть крупные автозаводы, жители строят свой бизнес вокруг этого, поэтому здесь особенно много автомастерских. «Новенький уазик у нас стоит в два раза дешевле, чем на заводе», — говорит владелец одной из таких мастерских Иван. По данным Павлова, в Ульяновской области за последние пять лет количество самозанятых выросло в 1,2–1,5 раза. Даже по официальной статистике на конец 2014 года здесь расходы превысили официальные доходы в 2,5 раза.

Закрытие в 2014 году в моногороде Байкальске местного целлюлозно-бумажного комбината лишило работы практически всех жителей. «Работы в городе нет, а там, где есть, платят либо мало, либо очень мало»,— говорит 26-летний байкалец Даниил, который теперь катает туристов на катере по озеру. «Многие горожане стали мастерить поделки, сувениры, притом отменного качества, с Китаем близко не сравнить. Делают на ягодную тему сувениры, про клубнику, которой славится город. В общем, народ приспособился», — говорит предприниматель Андрей Пылюх. «Есть семьи, которые начали специализироваться на сборе дикоросов, кто-то свою черемшу продаёт, кто-то научился рыбу коптить как-то по-особенному. Регистрировать такие подработки как предпринимательство не имеет смысла, так как большая их часть носит временный характер», — добавляет руководитель фонда «Возрождение земли сибирской» Елена Творогова.

В крупных городах самозанятость тоже растёт и, по мнению экономистов, среди причин — как безработица, так и усталость от офисов, проникновение новых технологий и интернета, стремление к самореализации.

В апреле 2015 года премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что правительство создаст систему патентов для самозанятых в рамках антикризисного плана. Наталья Зубаревич считает, что вместо этого нужны качественные рабочие места, и отмечает, что пенсия тоже не является аргументом в пользу официальной работы. Россияне, по мнению Зубаревич, привыкли жить сегодняшним днём и не могут надеяться в старости на государство, которое снова может рухнуть.

При этом наличие трудовой книжки не обязательно говорит о том, что у человека нет теневых доходов. «Большие возможности для получения серых доходов у бюджетников и госслужащих», — считает заведующий лабораторией Центра фундаментальных исследований Высшей школы экономики Виталий Куренной. Он отмечает, что самозанятость в России имеет универсальный, всепроникающий характер, присутствует во всех сегментах экономики в любом населённом пункте.