Российский средний класс не почувствовал кризиса
Кризис 2014–2015 годов не повлиял на российский средний класс: к нему по-прежнему относятся 44% населения страны и 47% работающих россиян, доход которых сохраняется на прежнем уровне. К такому выводу пришли эксперты научной группы Института социологии Российской академии наук (ИС РАН) в докладе «Российский средний класс в условиях стабильности и кризисов». Об этом пишет газета «Коммерсантъ».
Ядро российского среднего класса в октябре 2015 года составляло 18% населения, в него вошли имеющие высшее образование и навыки работы на компьютере руководители, предприниматели и специалисты. К периферии отнесены самозанятые, рядовые служащие и работники торговли со средним специальным образованием, а также граждане с нетипичным сочетанием профессиональной позиции и образования, например руководители со средним образованием или рядовые служащие с высшим и другие.
Только около 2% представителей среднего класса в кризис лишились работы, при этом три четверти из них быстро нашли новую. За это же время 7% остальных работающих россиян потеряли место работы, после чего 40% из них не смогли устроиться на новое. Представители среднего класса в России сейчас заняты преимущественно в секторе услуг и обработки информации, остальное население — в промышленном производстве.
Среднедушевые доходы в семьях российского среднего класса составляли до кризиса около $16 в день. Осенью 2015 года этот показатель составлял в среднем около $12 в день, тогда как нижняя граница доходов таких групп в развивающихся странах равна $10. Только 16% ядра и 24% периферии среднего класса всерьёз обеспокоены материальными проблемами, до кризиса эти показатели были на уровне 7% и 11% соответственно. 29% представителей ядра и 24% периферии даже в кризис не увидели в своей жизни никаких проблем.
Исследователи отмечают, что, несмотря на это, количество представителей среднего класса, не сумевших добиться значимых изменений в жизни, с 2003 по 2015 год выросло в 1,86 раза, тогда как показатель остальных россиян составляет 1,06. Это свидетельствует как минимум об остановке роста этого класса.
Исследователи определяют средний класс по следующим критериям: наличие как минимум среднего специального образования, нефизический характер труда, доход на уровне средних значений для места проживания и самоидентификация. Работа ИС РАН основана на опросах населения за 1999, 2003, 2014 и 2015 годы с выборкой в 1900 человек.
Российские представители среднего класса на фоне кризиса переключились на бренды одежды и обуви более низкой ценовой категории. Об этом сказано в докладе коммерческого директора консалтинговой компании Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян.