Специалисты подтвердили, что в Москве стало меньше мигрантов
«Над поручением (мэра Москвы) Сергея Семёновича (Собянина) работаем уже несколько лет, постепенно сокращая привлечение иностранных граждан. Если раньше число мигрантов среди наших работников доходило до 100 000, то сейчас их около 60 000», — привёл «Интерфакс» слова заммэра Петра Бирюкова.
Он добавил, что для мигрантов созданы «все необходимые бытовые условия» и они «живут в комфортных городках, обеспечены медицинским обслуживанием».
«Секрет фирмы» попросил главу профсоюза мигрантов Рустама Касимова и заведующую лабораторией экономики народонаселения и демографии МГУ Ольгу Чудиновских рассказать, действительно ли уменьшилось количество приезжих в Москве.
«Мигранты не приехали»
«Мигранты не уехали, а, скорее, не приехали. Большинство сезонных рабочих, которые летом работают на стройке, а зимой в ЖКХ, из-за экономической ситуации не едут в Россию. До начала кризиса они могли получать зарплату в 30 000–35 000 рублей и отсылать что-то родным. Но сейчас уже такой возможности нет. Здесь остаются те, кто не может найти работу у себя на родине или в других странах. Кроме этого, усиливаются проверки миграционного режима. Трудно стало находиться в нелегальном поле. Это тоже уменьшило количество людей, которые могли жить более свободно», — рассказал Касимов.
Он добавил, что зарплата у мигрантов в Москве сравнительно небольшая — от 35 000 до 50 000 рублей. Работать при этом приходится много, а россияне не хотят трудиться в сферах, где заняты приезжие.
«Сейчас в Узбекистане люди могут найти работу в районе $300–500, это в строительстве и в других сферах. То есть те же самые 30 000–40 000 рублей. При этом люди работают у себя дома. Или (они могут) поехать в Турцию, где климат приятнее. В Москве более агрессивная среда», — заключил глава профсоюза.
Уходят в курьерские службы
С Касимовым согласна и демограф, завлабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских.
«Действительно сократилось количество трудовых мигрантов. Сократилось прежде всего в сфере ЖКХ. Скорее всего, это вынужденная мера, Собянин говорит, что они собираются замещать эти вакансии рабочими из регионов. Но это маловероятно, потому что тогда в регионах некому будет работать, да и не поедут на такую неквалифицированную работу. Если Бирюков говорит, что осталось только 60 000 человек и они живут в комфортных условиях, то это можно только приветствовать», — сказала Чудиновский.
Она затруднилась спрогнозировать, будет ли и дальше сокращаться количество мигрантов в московском ЖКХ. Пока что непонятно, какую политику дальше применит мэрия в отношении приезжих рабочих.
«Скорее всего, многие уехали домой, а молодёжь могла уйти в курьерские службы — это сейчас востребованная и хорошо оплачиваемая занятость. Это просто рыночные механизмы», — заключила демограф.
«Фраза для красного словца»
По поводу создания комфортных условий Касимов заявил, что не знает, о чём именно говорит Бирюков. «Скорее всего, это очередная фраза, брошенная для красного словца», — сказал эксперт. По словам правозащитника, как правило, мигранты живут в строительных городках или служебных помещениях.
«Я не слышал ни об одном организованном городке. Есть общежития, но это не городки. В основном они снимают какие-то помещения, подвальные или полуподвальные. Или снимают квартиры вскладчину. Большинство сами решают вопрос с жильём, может быть, 20% какие-то ЖЭКи предоставляют какие-то помещения. Но это бывает очень редко», — сказал он.
Чудиновских также усомнилась в том, что в Москве есть «городки» для мигрантов. Она не смогла представить, где именно с учётом плотности застройки и дорогой земли в столице можно построить поселение для мигрантов.
Фото: Ведяшкин Сергей /Агентство «Москва»