Российский рынок купли-продажи готового бизнеса увеличился вдвое
Российский рынок купли-продажи готового бизнеса вырос в два раза — месячный объём сделок в 2014 году вырос на 54%, до 1 млрд рублей, против 650 млн в 2013 году, следует из результатов опросов клиентов бизнес-брокера Re:Sale Expert. Годовой объём рынка аналитики компании оценивают в 12 млрд рублей и 4 200 сделок. За первые шесть месяцев этого года уровень сделок купли-продажи также вырос — на 12% против 7–10% за аналогичный период 2014 года. Об этом пишет газета «Коммерсант».
Среди причин роста аналитики Re:Sale Expert называют кризис в сегменте крупного бизнеса, который вынужден резко оптимизировать расходы, в том числе на персонал. «Многие менеджеры среднего и высшего звена, оставшись без работы, ищут возможность сохранить прежний уровень жизни, инвестировав в бизнес, который может приносить стабильный доход», — комментирует исполнительный директор бизнес-брокера Павел Горбов.
Чаще всего покупают и продают, по данным Re:Sale Expert, пекарни, хостелы и производства стройматериалов. На Москву и область приходится 60% сделок в сегменте готово бизнеса, на северо-запад — 20%, Крым занимает 10%, ещё 10% делят между собой другие регионы.
Президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин в беседе с изданием оценил российский рынок готового бизнеса как «мизерный», хотя и не стал отрицать его развития. Он отмечает, что в стране практически нет проектов менеджерского типа с чёткой структурой — чаще всего организации «завязаны на лидере».
Расчёты Re:Sale Expert основаны на данных Росстата о количестве предприятий в конкретном сегменте рынка и аналитике компании с учётом продаж и данных о продажах конкурентов, которые отслеживаются в ежедневном режиме. К рынку готового бизнеса относятся три категории проектов: краткосрочные — стоимостью до 1,5 млн рублей и сроком окупаемости до 12 месяцев, — среднесрочные — до 10 млн рублей и окупаемостью в течение трёх лет — и долгосрочные — с ценой от 10 млн рублей и окупаемостью от двух лет. Активнее всего покупают и продают проекты из первой и второй категории — 40 и 35% соответственно. Оставшиеся 25% приходятся на долгосрочные проекты.