Россияне резко заинтересовались музеями
Количество посетителей Эрмитажа и Пушкинского музея увеличилось в полтора с лишним раза. По состоянию на середину декабря Эрмитаж посетили более 2,7 млн человек (1,6 млн — в 2021 году), Пушкинский музей — около 1,2 млн человек (годом ранее — 766 000).
«Безусловно, количество посетителей в этом году значительно возросло. Это связано с улучшением эпидемиологической обстановки в стране и отменой части мер, принятых для предотвращения распространения COVID-19. Например, лимит на количество посетителей, которые могут одновременно находиться в музее, зачастую не позволял всем желающим попасть в Эрмитаж в выходные дни или во время каникул. Немалую роль сыграла и отмена проверки QR-кодов», — рассказали в пресс-службе Эрмитажа.
В пресс-службе Третьяковской галереи также отметили значительный рост числа посетителей — более 1,9 млн человек на конец октября 2022 года против чуть менее 1,6 млн за весь 2021 год. Выросло количество посетителей и Музея Победы на Поклонной горе.
«Особенно увеличился запрос на направления и маршруты, связанные с патриотической тематикой. Жители нашей страны стали больше интересоваться отечественной историей — и в первую очередь темой Великой Отечественной войны», — заявил директор музея Александр Школьник.
О росте посещаемости рассказали также в Государственном историческом музее, Русском музее, Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева, Дарвиновском музее, Музее Фаберже в Санкт-Петербурге и ряде частных музеев.
Директор Московского музея анимации Лариса Выборгова рассказала, что за 2022 год частную экспозицию посетили более 5000 человек, тогда как в 2021 году их было всего около 3000. По её словам, музей испытывает проблемы с популяризацией из-за недостатка государственной, в том числе информационной, поддержки частных музеев и коллекционеров.
«Хорошо было бы разработать программу по включению частных музейных инициатив в туристическую логистику страны. Было бы неплохо разработать единую платформу по объединению таких музеев», — предложила Выборгова.
Заместитель директора по организационной работе и развитию Музея Фаберже в Санкт-Петербурге София Григорьева отметила, что иностранные туристы в летний сезон составляли до 80% посетителей — в 2022 году их почти не было. Несмотря на это, музей каждый день принимал по 2000–2500 гостей.
«Активное развитие внутреннего туризма в России и интерес гостей Санкт-Петербурга к культурным достопримечательностям в некоторые месяцы летнего периода принесли нам результаты, даже превышающие показатель 2019 года. Однако общие итоги несравнимы с тем потоком посетителей, который был до 2020-го. Тогда принимали до 700 000 человек ежегодно», — рассказала Григорьева.
По её словам, из-за отсутствия иностранных туристов средний чек на одного посетителя резко сократился, причём это касается не только билетной кассы, но и сувенирного магазина.
«Такие гости [из-за рубежа] обычно не имеют льгот на посещение и активно совершают покупки эксклюзивных и часто дорогостоящих сувениров, которые они могут купить только в нашем магазине. Бюджет на сувенирную продукцию у отечественных туристов заметно ниже», — пояснила Григорьева. Поэтому в Музее Фаберже надеются на поддержку спонсоров и жертвователей в лице крупных отечественных компаний.
Культурные учреждения, в том числе и музеи, неоднократно закрывались в России из-за ограничений в связи с пандемией коронавируса с конца марта 2020 года до начала 2022 года. Постановление об окончательной отмене санитарных ограничений глава Роспотребнадзора Анна Попова подписала только 1 июля 2022 года.
Кстати, в 2022 году стало как минимум на один музей меньше. В середине лета в деревне Любенск Псковской области произошёл пожар в музее-заповеднике российского композитора Николая Римского-Корсакова. По данным региональных властей, причиной возгорания стала неосторожность строителей при перекрытии кровли усадьбы. Губернатор Михаил Ведерников заявил, что ущерб, причинённый пожаром, оказался значительным. Впрочем, памятник истории пообещали восстановить.