Россиян стали чаще поить контрафактным пивом
Сбывают контрафактное пиво зачастую легальными способами, показало исследование. Производители отпускают часть продукции без уплаты акциза, в том числе через онлайн-кассы. Как правило, «обеление» товара происходит в оптовом звене, отметили экономисты.
По их мнению, такая схема возможна, потому что в Единой государственной автоматизированной информационной системе учёта алкоголя (ЕГАИС) нет поэкземплярного учёта. Он предполагает не только маркировку каждой единицы товара индивидуальными кодами, но и занесение в систему маркировки данных о том, какие коды в какую точку доставки отправили.
«Это зачастую позволяет скрыть проблемы с происхождением продукции не только для конечного потребителя, но и для компаний розничной торговли», — отметили авторы исследования.
Они предложили объединить обязательную систему цифровой маркировки и ЕГАИС.
На рост оборота нелегального пива в России ещё в марте обращали внимание в Минпромторге. Тогда ведомство оценивало потери федеральной казны от этого по итогам 2021 года примерно в 30 млрд рублей. Причём порядка 26–27 млрд рублей, по прогнозам министерства, должен был составить недобор по акцизам.
Ранее стало известно, что в России с 1 марта 2023 года могут начать в обязательном порядке маркировать пиво и пивную продукцию. Таким образом власти хотят бороться с теневым сегментом на рынке алкогольной продукции и непрекращающимся ростом смертности от некачественных алкогольных напитков.
При этом в Национальном союзе производителей пива и напитков предупредили, что обязательная маркировка приведёт к росту цен на пиво, потому что производители будут нести дополнительные издержки.