Россия ограничила вывоз бензина и дизеля за границу. Что будет с ценами на топливо?
Ограничения на экспорт бензина
Запрет на продажу бензина и дизеля за границу призван устранить дефицит на внутреннем рынке и снизить цены для потребителей.
«Ранее для стабилизации ситуации на топливном рынке правительство увеличило нормативы поставок автомобильного бензина и дизельного топлива на биржу. Организован также ежедневный мониторинг закупок топлива для нужд сельхозпроизводителей с оперативной корректировкой объёмов», — сообщили в кабмине.
В Минэнерго уточнили, что ограничения носят временный характер, и также выразили надежду, что эти меры могут «привести к дополнительному снижению цен».
Запрет на экспорт топлива из РФ не распространяется на страны ЕАЭС и на гуманитарную помощь, говорится в постановлении правительства.
То, что серьёзные ограничения грядут, стало понятно на прошлой неделе. 15 сентября источник ТАСС в правительстве сообщил, что выбор идёт между двумя вариантами.
Первый — это повышение экспортной пошлины до $250 за тонну. Сейчас пошлина на вывоз светлых нефтепродуктов составляет $6,4, в октябре планировалось её увеличение до $7,1.
«Платёж вернётся тем добросовестным экспортёрам, поставляющим на внутренний рынок тот процент нефтепродуктов, который определит постановление правительства», — сообщил собеседник агентства.
Российские компании при продаже за рубеж выручают по 120 000 рублей (около $1250) за тонну дизельного топлива, что на 46 000 рублей больше, чем внутри страны, говорил «Коммерсанту» управляющий партнёр «Петролеум трейдинг» Максим Дьяченко. По мнению эксперта, заградительная пошлина позволила бы сдержать рост оптовых цен, но АЗС продолжали бы нести убытки.
Второй вариант, который обсуждали в кабмине, — это полный запрет экспорта нефтепродуктов на определённый срок для насыщения рынка. Обе эти меры обсуждались на совещании вице-премьера Александра Новака по стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке.
Ждать ли дефицит
20 сентября Новак заявил, что Минэнерго готово к «кардинальным мерам» сдерживания оптовых цен на топливо и уже отправило свои предложения на согласование в правительство.
«Задача стоит на внутреннем рынке цены держать и не повышать, что в принципе и удаётся вертикальным [интегрированным] компаниям. Возникла диспропорция именно на оптовом рынке, мы сейчас занимаемся тем, чтобы сбалансировать оптовый рынок, и видим, что последние две оптовые сессии на бирже оптовые цены снижаются», — сообщил вице-премьер.
Руководитель «Газпром нефти» Александр Дюков в тот же день выразил мнение нефтяников: заградительная пошлина или запрет на вывоз топлива приведут к его кратковременному избытку внутри страны, но затем заводы просто снизят выработку, и начнётся дефицит.
При этом высокие цены на оптовом рынке во многом могли быть вызваны действиями самого правительства, которое с сентября вдвое урезало выплаты нефтяникам по топливному демпферу ради экономии бюджета. На фоне снижения курса рубля и роста мировых цен на топливо это означает, что производитель бензина и дизеля сильно теряет на каждой неэкспортированной тонне топлива.
Владимир Путин пенял кабмину на несвоевременную реакцию на рост нефтяных цен.
«Правительство не среагировало вовремя на изменения цены на мировом рынке в связи с ростом цен на нефть. Но это регулируемая позиция», — отмечал президент 12 сентября. Тогда он говорил, что в целом производители и правительство договорились, как будут действовать в ближайшее время.
Путин отмечал, что очень важно обеспечить дизелем сельхозпроизводителей. Речь и о физической доступности топлива, и о цене на него.