Российские компании обошли европейские по адаптации к пандемии
Всемирный банк изучил влияние COVID-19 на частный сектор России и сравнил данные по Италии и Греции. Специалисты отметили, что в июне 2020 года в среднем пятая часть российских сотрудников работала удалённо по сравнению с 7% в Италии и 2% в Греции. В этом плане российский бизнес оказался более адаптирован к пандемии.
При этом в первые месяцы коронакризиса масштаб господдержки российских компаний был ограниченным. Опрос показал, что к июню 2020 года о получении помощи сообщили лишь 9% респондентов, тогда как в Италии и Греции показатель составил 27% и 63% соответственно.
Отечественные компании также были более скептичны в оценке возможностей получить господдержку. Совокупная доля тех, кто получил помощь или хотя бы на неё рассчитывал, в России составила всего 26% против 57% в Италии и 73% в Греции.
Эксперты зафиксировали разницу в характере поддержки бизнеса в разных странах. В России наиболее распространёнными мерами господдержки были налоговые льготы и отсрочка платежей. Их получили 77% и 65% опрошенных соответственно. А вот субсидии на зарплату (24%) или денежные переводы (17,5%) в РФ использовались гораздо реже, чем в Италии (48% и 56%) и Греции (72% и 54%).
Во время пандемии самым заметным негативным эффектом для бизнеса стало снижение спроса на товары и услуги: о нём рассказали 71% компаний в России, 75% — в Италии и 81% — в Греции. Объём продаж российских компаний сократился более чем на четверть, тогда как в Италии и Греции падение оказалось более значительным — 47% и 37% соответственно.
Участники опроса также указывали на ухудшение доступа к финансам: РФ — 68%, Италия — 73%, Греция — 71%. В итоге бизнес старался отсрочить платежи поставщикам. В России к этой тактике прибегали 35% компаний, а в Италии и Греции — 12% и 8% соответственно. Ещё одной тактикой стало сокращение штата. 17,5% российских работодателей сообщили об увольнениях постоянных сотрудников, а 36% фирм уволили временных работников.
Всемирный банк указал, что наиболее уязвимым к коронакризису оказался сектор малого и среднего предпринимательства. Он столкнулся с трудностями по части источников финансирования и наибольшим падением продаж. Ранее «Секрет» рассказывал, что малый бизнес в России из-за пандемии стал активнее инвестировать в онлайн-торговлю.
Фото: Pixabay, Pixabay License
Ещё ближе к делу — главные новости и самые интересные истории в нашем Telegram-канале.