Российские авиакомпании получили рекордную прибыль на фоне санкций. В чём секрет?
Откуда взялась прибыль
Для нивелирования действия санкций, когда российские авиакомпании буквально за несколько дней лишились международных маршрутов, лизинга, технического обслуживания иностранных самолётов, страховых инструментов, власти были вынуждены оказать им масштабную поддержку. Кроме того, из-за прошлогоднего скачка цен на авиакеросин выплаты авиакомпаниям в рамках механизма демпфера составили 98,6 млрд руб.
Отложенные лизинговые платежи, прекращение выполнения сложного и дорогостоящего техобслуживания самолетов за рубежом, а также сокращение расходов на закупки новых запчастей, вместо которых использовались старые запасы, также, по мнению экспертов, стали факторами экономии расходов.
Всё это и помогло сохранить в отрасли экономическую стабильность.
Цена билетов на внутрироссийские рейсы к началу лета 2022 года была ниже на 10% чем годом ранее, чего, правда, совсем не скажешь про стоимость зарубежных перелётов.
Чего ждать в 2023 году?
В 2022 году пассажиропоток российских авиакомпаний сократился на 14,2%, до 95,2 млн человек. Перевозки внутри страны на фоне остановки 11 южных аэропортов упали на 11,2%, а за её пределы после закрытия рейсов в ЕС — более чем на четверть.
В 2023 году Минтранс запланировал рост пассажирских авиаперевозок на 6,4%, до 101,3 млн человек. В первом квартале этот план уже был превышен. При сохранении имеющихся тенденций пассажиропоток авиакомпаний вполне может вернуться на уровень 2021 года, но поможет ли это удержаться в «плюсе» авиакомпаниям, которые в прошлом году получили убыток в 144 млрд рублей от продажи билетов?
В рамках господдержки им в 2023 году пока выделено только 25,3 млрд рублей. «До настоящего времени мотивированных обоснований для оказания господдержки [в этом году] по аналогии с прошлым годом в Минфин России не поступало», — процитировали в РБК пресс-службу ведомства.
Ранее в АТОР назвали единственный российский регион, отдых в котором в 2023 году подешевеет. Речь о Крыме.