YouTube-ролики россиян могут попасть под действие закона о просветительской деятельности
Закон о просветительской деятельности
Депутаты и сенаторы внесли проект закона о просветительской деятельности в Госдуму в ноябре 2020 года. Документ вызвал большой резонанс. Против него, в частности, выступили члены Российской академии наук (РАН) и популяризаторы науки. Они указали, что государство пытается взять под контроль свободу распространения знаний. Учёные пригрозили, что не станут признавать ограничительных мер, которые могут быть введены на основе этого закона, не будет обращаться за каким-либо видом лицензии, а также не станут предоставлять предварительные тексты выступлений или презентаций для согласования с госорганами.
Документ даёт определение просветительской деятельности. Это деятельность, которую люди осуществляют вне рамок образовательных программ. Она при этом направлена на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок и компетенций — для интеллектуального, творческого, физического и/или профессионального развития человека, а также удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Cогласно закону, использовать просветительскую деятельность нельзя для:
- разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни,
- агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности,
- выражения отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов,
- побуждения к действиям, противоречащим Конституции.
Ограничения и требования
Из проекта, вынесенного на общественное обсуждение, следует, что просвещением смогут заниматься:
- органы государственной власти и иные госорганы,
- органы местного самоуправления и уполномоченные ими организации,
- физлица,
- индивидуальные предприниматели (ИП),
- юрлица.
Заниматься просвещением можно только после заключения договора с организациями, которые осуществляют образовательную, научную деятельность, а также деятельность в сфере культуры. При этом физлица, ИП и юрлица на момент заключения контракта должны соответствовать ряду требований.
Контролировать просветительскую деятельность должны будут организации образования, науки и культуры, с которыми заключались договоры. Кроме того, юрлица могут обязать размещать всю информацию о себе в интернете.
Вице-президент РАН Алексей Хохлов раскритиковал задумку чиновников о необходимости заключать договор.
«Если человек без всяких договоров хочет высказать какое-то мнение о важном достижении в сфере науки и высоких технологий, то это делается, как правило, на основе свободного информирования населения, в том числе в интернете», — заявил он, отметив, что учёные информируют граждан о современных достижениях науки, не получая за это деньги.
ИП и физлица должны:
- быть совершеннолетними и без судимости;
- участвовать в общественно значимых инициативах и/или не менее двух лет осуществлять просветительскую деятельность;
- не иметь ограничений к занятию педагогической деятельностью.
К юрлицам хотят предъявить такие требования:
- их не должно быть в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иноагента;
- у них не должно быть долгов по налогам, сборам и другим платежам;
- сотрудники, которые непосредственно будут заниматься просвещением, не должны иметь ограничений к занятию педагогической деятельностью.
Что считать просвещением
Авторы документа указали, что просветительская деятельность должна осуществляться, в частности, по этим направлениям:
- распространение духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций;
- распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека;
- развитие способности творческого самовыражения и эстетической образованности;
- популяризация достижений современной науки и техники, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
- формирование экологической культуры, бережного отношения
к природе, рационального использования природных ресурсов;
- распространение знаний о здоровом образе жизни;
- распространение знаний о психологии человека, выборе жизненного пути, профессии, отвечающей индивидуальным способностям, склонностям и интересам человека;
- повышение осведомлённости о деятельности органов власти.
Просвещением можно заниматься, например, в следующих формах:
- презентации, лектории;
- семинары, мастер-классы, круглые столы, дискуссии (в том числе онлайн);
- размещение или распространение информационно-печатной продукции, в том числе в Сети;
- показ и распространение видео- и аудиоматериалов, том числе интернете;
- создание просветительских интернет-порталов.
Таким образом, под действие закона может подпадать любое распространение знаний вне школ и вузов, вплоть до домашних лекций и образовательных роликов на YouTube с кулинарными рецептами, уроками йоги, обзорами фильмов и т. д.
Критика закона
В январе 2021 года президиум РАН попросил Госдуму отозвать законопроект о просветительской деятельности, но в марте нижняя палата парламента приняла документ в третьем, окончательном, чтении. После этого академия обратилась к президенту России Владимиру Путину с призывом не подписывать скандальную законодательную инициативу. Тем не менее 5 апреля глава государства утвердил закон — он вступит в силу с 1 июня 2021 года.
Совершенно непонятны и ограничения на просветительскую деятельность в организациях образования. Например, мы приглашаем иностранного профессора, нобелевского лауреата прочитать лекцию о своих научных достижениях на фестивале науки «Наука 0+». Ежегодно к нам приезжают несколько нобелевских лауреатов из-за рубежа. Согласно проекту постановления, им нужно будет предоставлять справку об отсутствии судимости, об отсутствии социально опасных заболеваний и так далее? Это странно звучит», — уверен вице-президент РАН Алексей Хохлов.
С ним согласился научный сотрудник ГАИШ МГУ им. П. К. Штернберга Сергей Попов. «По сути, авторы проекта говорят, что какой-нибудь нобелевский лауреат, который до этого никогда популяризацией науки не занимался, не имеет права ей заниматься», — сказал он.
Попов подчеркнул, что проект постановления, по сути, приравнивает просветительскую деятельность к педагогической, хотя закон об образовании фиксирует то, что это две «принципиально разные деятельности».
Протест против инициативы также выразили создатели и руководители независимых российских просветительских проектов и организаций. Петиция против поправок о просветительской деятельности на сайте Change.org за три месяца набрала почти 250 000 подписей.
Новый проект постановления правительства раскритиковали и пользователи Сети.
«Мы с сыном детские поделки на камеру делаем и в YouTube выкладываем. Похоже, мы тоже подпадаем», — написала в Twitter пользователь Мария.
«Я правильно понимаю, что писать посты с рецептами тортиков в Instagram теперь вне закона, если нет регистрации в университете кулинарии?» — задался вопросом другой комментатор.
В ответ на критику спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что поправки «можно трактовать по-разному и очень расширительно — соль в том, каким образом нормативные акты расставят все акценты».
Матвиенко также напомнила о случае, когда в одной из школ Ленинградской области «лектор, занимаясь просветительской деятельностью, полтора часа убеждал школьников, что холокоста не было, всё это выдумка».
«Вот что с этим делать? А сколько ещё таких лекций, о которых мы не знаем. В головы нашим детям уже заложили абсолютно ложную информацию. Это всё деликатно должно быть учтено», — сказала она.
Фото: Pixabay, Pixabay License
Откроем важный секрет: всё самое интересное — в нашем телеграме.