secretmag.ru
Новости

Расследование дня. Кого Эрдоган обвинил в торговле нефтью ИГИЛ

На прошлой неделе Владимир Путин обвинил Турцию в покупке нефти у запрещенной в России террористической группировки ИГИЛ, а Министерство обороны представило фотографии фур с нефтью у границы Турции. Затем президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что Россия сама торгует нефтью с ИГИЛ через сирийского бизнесмена с российским гражданством Джорджа Хасвани и известного российского шахматиста. Газета «Ведомости» рассказала, чем известны эти бизнесмены.

На прошлой неделе Владимир Путин обвинил Турцию в покупке нефти у запрещённой в России террористической группировки ИГИЛ, а Министерство обороны представило фотографии фур с нефтью у границы Турции. Затем президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что Россия сама торгует нефтью с ИГИЛ через сирийского бизнесмена с российским гражданством Джорджа Хасвани и известного российского шахматиста. Газета «Ведомости» рассказала, чем известны эти бизнесмены.

Джордж Хасвани находится под санкциями США — американское казначейство внесло его в списки за посредничество в торговле нефтью между сирийским режимом Башара Асада и ИГИЛ. По этим же причинам он находится в санкционных списках ЕС.

Хасвани ещё в 90-х получил российское гражданство и вёл бизнес с российскими компаниями. Его компания «Хесвани братья», зарегистрированная в сирийском министерстве снабжения и внутренней торговли, создала строительную компанию Hesco Engineering & Construction, которая является одним из лидеров на рынке строительных услуг Сирии. Семья Джорджа Хасвани через компанию получала большие госзаказы потому, что его супруга близка к лидеру Сирии Асаду, писали местные СМИ. В ноябре 2015 года Hesco попала под санкции США за то, что «оперирует предприятиями по производству энергии в Сирии на территориях, подконтрольных ИГИЛ».

Сам Хасвани отвергает своё сотрудничество с ИГИЛ. «Я утверждаю, что сирийское правительство не получило ни одного барреля нефти от ДАИШ (альтернативная аббревиатура ИГИЛ) — ни от меня, ни от кого-либо ещё», — говорил он в интервью. «В Сирии всё открыто — нефтеперерабатывающий завод в Баниасе работает на иранской нефти, которую нам дают два корабля в месяц, а нефтеперегонный завод в Хомсе, мощность которого в нормальное время — 120 000 барр., работает с теми 15 000 барр. нефти, которые остались доступны сирийскому правительству», — добавил он.

Как отмечает издание, Hesco после начала гражданской войны оказалась в сложной ситуации — территория с её активами переходила из одних рук в другие. На сегодняшний день газоперерабатывающий завод Tuweinan компании Hesco оказался на территории ИГИЛ, поэтому правительство Асада получает 50 МВт электроэнергии, а ИГИЛ — 70 МВт и 300 барр. конденсата. При этом «Ведомости» со ссылкой на знакомых бизнесмена пишет, что в условиях гражданской войны у предпринимателей просто не остаётся выбора.

Второй сириец с российским паспортом, про которого говорил Эрдоган, — Мудалал Хури. Он находится и под санкциями США за поддержку финансовых операций режима Асада в России. Вместе с ним под санкции угодил партнёр Хури, бывший президент Калмыкии и президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов, которого американское казначейство также считает человеком, поддерживающим интересы сирийского режима.

Хури с лета 2015 года возглавляет банк «Русский финансовый альянс» и через фирму «Эникойн» владеет в нём 19,75%. Ещё 19,03% в банке через фирму «Конмэкс» принадлежит Илюмжинову. При этом кредитная организация также находится под санкциями США. Сотрудник банка «Русский финансовый альянс» сказал «Ведомостям», что Илюмжинов никогда и нигде не выступал посредником в связи с продажей, покупкой или перепродажей нефти.