Проседание экспорта и иранские схемы. Специалисты оценили потери России от эмбарго на поставки нефти
17 апреля глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что готовится шестой пакет санкций, который коснётся и энергетического сектора. По её словам, России ограничат возможность зарабатывать на дорожающей нефти в других странах.
Через два дня глава Минфина Франции Брюно Ле Мэр сообщил, что президент страны Эммануэль Макрон согласен ввести эмбарго на поставки нефти из России. «Я надеюсь, что в ближайшие недели мы убедим наших европейских партнёров прекратить импорт российской нефти», — сказал он.
Позже австрийская нефтегазовая компания OMV уведомила о прекращении импорта и переработки нефти из России. По данным австрийского статистического ведомства, в 2021 году из поставленной в страну нефти на долю импорта из РФ приходилось только 7,8%.
По мнению опрошенных «Секретом» экспертов, России придётся переориентироваться с европейского рынка на азиатские.
Эксперт фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что избежать эмбарго на покупку российской нефти можно только с изменением ситуации на Украине. Но даже в таком случае ЕС будет снижать зависимость от российских энергоресурсов. Сейчас российские поставщики ищут альтернативные рынки сбыта и пробуют поставлять всё больше в Азию.
«В ближайшие несколько недель европейцы поймут, когда они смогут получать всю нефть из альтернативных источников. В Европу начинают всё больше отгружать ближневосточные поставщики, а мы всё больше уходим на азиатские рынки. В мае они (ЕС. — Прим. "Секрета") могут ввести официальный запрет импортировать российскую нефть. Всё равно будет какой-то переходный период, за который нам надо прекратить поставки. Или произойдут подвижки в урегулировании конфликта на Украине — в таком случае санкции могут ослабить», — заявил Юшков.
По словам эксперта, сейчас происходит сокращение российского экспорта нефти. Пока сложно судить о том, сколько Россия поставляет за рубеж и сколько добывает, потому что вся статистика закрыта.
«Переходный период — это болезненный процесс. Чтобы выйти на новые рынки сбыта, нам приходится скидку давать. По углю мы даём скидку больше $100 на тонну. В нефти — по $30 на баррель. В нормальных условиях мы могли бы зарабатывать по $100 за баррель. Теперь приходится давать скидку в 30%, чтобы вытеснить кого-то с азиатского рынка. Но когда рынки успокоятся, эта скидка будет снижаться и мы будем больше зарабатывать. Но пока есть геополитическое напряжение, все рынки лихорадит, цена на нефть растёт. А так цены растут, и от них мы даём скидку. Сложно сказать, есть ли у нас убытки», — рассказал эксперт.
Юшков также допустил, что России придётся использовать иранскую схему поставок нефти. При ней танкер выключает транспондер, который фиксирует маршрут судна, перед заходом в порт, заливает нефть, потом перегружает сырьё в другой танкер. И только на подходе к рынку сбыта второй танкер включает транспондер.
«Сейчас непонятно даже, как высчитывать экспортную пошлину. Непонятно, есть ли у нас доступ к статистике ценовых агентств S&P Global Platts и Argus, которые учитывают, что и почём продаётся во всём мире. У них закупал данные российский Минфин, и на основе этих данных высчитывается экспортная пошлина. Ведь если не будет данных от S&P Global Platts и Argus, то наши экспортёры будут занижать стоимость своих продаж, чтобы не платить экспортную пошлину», — добавил эксперт.
Юшков напомнил, что даже до нынешнего кризиса в Европу шла только примерно половина нефти, а оставшаяся часть шла в Китай. И Россия — лидер по поставкам нефти в КНР.
Директор Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин согласен со своим коллегой.
«Понятно, что будут рассматриваться альтернативные направления поставок. Вопрос в выстраивании новых логистических схем, заключения новых контрактов. Постепенно какие-то объёмы удастся переориентировать. Но рассчитывать, что в один день весь этот экспорт пойдёт в другом направлении, не приходится. Для Европы тоже процесс переориентации с российской нефти занимает время», — рассказал он.
Кулагин отметил, что в нормальной ситуации Россия может экспортировать около 7,5 млн баррелей нефти и нефтепродуктов в сутки. Сейчас объёмы будут сокращаться. По разным оценкам, сейчас Россия экспортирует около 1–2 млн баррелей в сутки.
Фото: pixabay.com/ptra, Pixabay License