Проповедь дня. Павел Дуров о 10 уроках, полученных при создании «ВКонтакте»
Основатель сети «ВКонтакте» и мессенджера Telegram Павел Дуров опубликовал на своей странице пост, посвящённый десятилетию работы социальной сети. «Секрет» полностью публикует пост Дурова.
«Прошло 10 лет. Публикую 10 уроков, которые я получил в процессе создания «ВКонтакте».
1. Всё можно делать быстро. Первую версию «ВКонтакте» в 2006 году я собрал за месяц. Расти она стала сразу. Вопреки расхожему мнению работа делается либо быстро и качественно, либо долго и плохо.
2. Всё нужно делать быстро. Вместе с «ВКонтакте» в 2006 году возникло ещё несколько сайтов с той же концепцией. Сейчас они забыты только потому, что «ВКонтакте» развивался быстрее.
3. Расти нужно в ту сторону, которая органична. «ВКонтакте» вырос из успеха форума СПбГУ, форум СПбГУ — из успеха сайта для филологов. Каждая следующая ступень должна основываться на фундаменте имеющегося успешного опыта.
4. Люди — не идиоты. Они чувствуют — часто подсознательно — качество того, что вы предлагаете. Каждая приятная мелочь и продуманная деталь, сколь бы несущественной она ни казалась, приносит новых преданных пользователей.
5. Совмещать несколько ролей — эффективно. Первые месяцы существования «ВКонтакте» я создавал весь код, графику, формулировки, интерфейсы, маркетинг. Совмещение позволило устранить расход времени на коммуникацию.
6. Слушать стоит только свою интуицию. Всякий раз, когда я прислушивался к мнению «старших и разумных», я терял время. Если вы чувствуете, что надо делать, — игнорируйте мнение авторитетов.
7. Количество не переходит в качество. Команда «ВКонтакте» была небольшой, но состояла из талантливых и мотивированных людей. Такая команда эффективнее армии работающих за зарплату наёмников.
8. Доверять на 100% никому не стоит. Не имеет значения, насколько вы считаете кого-либо заслуживающим доверия и сколько лет его знаете, – ключевые вопросы лучше контролировать лично.
9. Страх не имеет смысла. За время управления «ВКонтакте» было многое: DDoS-атаки, уголовные дела, акционерные войны, плавящиеся сервера, медийные войны, иски, интриги. Эмоции непродуктивны — делайте то, что нужно сделать.
10. Принципы важнее выгоды. «ВКонтакте» отстаивал интересы пользователей, пока его конкуренты предавали их в угоду рекламодателям, акционерам, чиновникам. Принесение блага другим — единственно возможная причина истинного успеха.