Предложения Минюста смягчить наказания для предпринимателей назвали недостаточными
В пояснительной записке к законопроекту указано, что стоит признать утратившими силу следующие статьи:
- «Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом»;
- «Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории»;
- «Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определённой законодательством РФ о ценных бумагах».
Ведомство предложило в полтора раза повысить порог для классификации мошенничества. После принятия поправок значительным мошенничеством можно будет считать преступления с ущербом на 15 000–25 000 рублей, крупным — 3–4,5 млн рублей, особо крупным — с 12 млн до более чем 18 млн рублей.
«Любое послабление с точки зрения давления правоохранительных органов на бизнес можно только приветствовать. Трудно сказать, почему инициатива появилась именно сейчас. Может, потому что сейчас идёт ужесточение законодательства по многим статьям, связанным со спецоперацией, с другими вещами. Наверное, в противовес этому Минюст пытается ослабить уголовное преследование в тех направлениях, которые не являются критичными», — заявил «Секрету» первый вице-президент по региональному развитию «Опоры России» Павел Сигал.
Эксперт считает, что решение не улучшит инвестиционную привлекательность России, так как инвесторы в любом случае проверяют наличие регистрации у компании. Кроме этого, по мнению Сигала, в России сейчас не так много предпринимателей, которые работают без регистрации.
Также по поводу либерализации высказался бизнес-омбудсмен Борис Титов.
«Этот законопроект представляется первым шагом на пути реализации поставленных президентом задач. Шагом достаточно осторожным и скромным. Декриминализировали три статьи, повышены криминализирующие пороги по целому ряду составов. что, конечно же, хорошо, но крайне недостаточно», — рассказал он.
По его словам, составы преступлений, попавшие под либерализацию, практически не применялись, хотя речь идёт о пересмотре общественной опасности статей. Например, предлагается поднять порог суммы договора, за неисполнение которого следует наказание, с 10 000 рублей до 25 000 рублей.
Титов признал, что это прогресс, но «что такое в хозяйственном обороте 25 000 рублей, учитывая, что следственные органы преднамеренность неисполнения договорных обязательств не доказывают, а представляют как данность?».
«Почему-то решили изменить статью "Воспрепятствование законной предпринимательской и иной деятельности", предусмотрев ответственность только в тех случаях, когда зафиксировано нарушение вступившего в законную силу судебного акта либо причинение крупного ущерба, и очевидно, существенно сократив возможность привлечения чиновников к ответственности», — отметил омбудсмен.
Он добавил, что предлагаемые изменения носят чисто технический характер и не предусматривают изменений в вопросе заключения под стражу для бизнесменов. А это, по его мнению, самая болезненная проблема.
«Потребность в существенной чистке Уголовного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса в части экономических преступлений назрела давно, и полумеры здесь не позволят добиться реального эффекта», — резюмировал Титов.
Фото: Unsplash, Unsplash License