Пост дня. Андрей Мовчан сравнивает алгоритмический трейдинг с гомеопатией
Руководитель экономической программы Московского центра Карнеги Андрей Мовчан опубликовал на своей странице в Facebook пост о работе алгоритмов на инвестиционных рынках и возможностях заработать с помощью математических моделей.
Рынок инвестиций огромен, и в нём очень много игроков, пишет Мовчан. Лучшие на рынке устойчиво зарабатывают не очень впечатляющие обычных людей цифры: самые прибыльные показывают 12% годовых, осторожные — 8%, но стабильные. «Вполне хорошо, если инвестор получает и 4–5% годовых — он всё равно выигрывает у рынка и у инфляции с запасом. О да, есть, конечно, получающие любые доходы, хоть 1000%, хоть 1 000 000%. Это те, кто выиграл джекпот, случайно попал в яблочко. Один раз. Два раза — не исключено теорией вероятности, но в природе не встречалось. А если говорить всё же об устойчивых показателях, то показывающих 15% годовых на вменяемом горизонте (те же 10 лет) просто не существует — за редким исключением тех, кто (а) получил случайную сверхприбыль один раз и с тех пор её ещё не проел (ну, скажем, взял Apple с плечом в нужный момент) или (б) достаточно тупо стоял в позиции, а эта позиция росла (например, если в 2008-м осенью взял РТС и дожил до конца 2013-го). Ни в том ни в другом случае нет ни искусства, ни технологии — есть везение», — считает экономист.
«Что же такое алгоритмическая торговля, если она не основана на стоящих сотни миллионов долларов технологиях? Особенно если она к тому же приносит или обещает приносить пресловутые "5% в месяц"? Мошенничество? Иногда. Но не всегда. Иногда же это просто survivorship bias», — добавляет Мовчан. Собираются выпускники математических вузов, которые однажды торговали своими акциями в БКС, и создают алготрейдинг. Некоторые из них верят в свою гениальность из-за недостатка знаний, кто-то — из-за детских амбиций, другие — после успеха во время торговли на БКС. Они и пишут медленных роботов без специального оборудования и каналов, которые настроены на обычные алгоритмы из-за отсутствия у создателей опыта. В основном такие системы торгуют на расхождениях пар с устойчивой ковариацией, факторном распознавании трендов, поиске простых образов и прочем.
«Их торговые стратегии в сущности — белый шум с небольшой долей длинных позиций относительно рынка и соусом из краткосрочных паттернов, которые они верно находят с помощью регрессионного анализа (только вот паттерны эти "уползают" на глазах). Но по закону больших чисел результаты у них будут распределены достаточно случайно, половина в плюс, половина в минус. В первый год половина получит убытки сходу и по большей части "сольётся" с рынка. 30% получат маленькую прибыль и решат, что они на верном пути, и будут искать новые алгоритмы. Процентов 20 получат приличную прибыль и уверуют в свою гениальность. На следующий год соотношение будет тем же — в итоге через два года останется 4% тех, кто два года получал огромную прибыль, 6% тех, кто получил огромную прибыль в первый год и небольшую во второй, 6% тех, кто получил небольшую прибыль в первый год и огромную во второй, и, наконец, 9% тех, кто получил в оба года небольшую прибыль. После третьего года у нас всё равно ещё будет примерно 2% тех, кто либо все три года получал очень высокую прибыль, либо получил небольшую прибыль в первый год и очень высокую во второй и третий. Эти будут ходить с нимбами и продавать себя направо и налево совершенно искренне», — рассказывает экономист.
В первый год на рынок выходит 300 команд, а через три года великими будут считать себя только шесть. Ещё 15 команд будет считать себя более скромными, но успешными, и 10% — мошенников (30 команд). В итоге каждый год появляется 51 группа алгоритмических трейдеров, которые предлагают свои услуги. При этом 40% участников реально верят в свой успех.
Ещё через год половина из честных и все мошенники получат убытки. По данным Мовчана, шанс работать с командой, которая продаёт успешный опыт в течение трёх лет, — не более 20%. Шанс покупателя заработать большие прибыли — 8%. «Ваш шанс заработать большие деньги два года подряд — уже меньше 2%. Ваш шанс зарабатывать 10 лет подряд с такими ребятами — примерно 1/1024, если говорить о каких бы то ни было доходах, и 1/10 000 000, если речь идёт о крупных доходах каждый год», — знает он. Также внутри системы алготрейдеров тоже идёт своя жизнь, которая снижает шансы покупателя акций получить прибыль: честные уходят к мошенникам, сами мошенники совершенствуются, управляющие ждут высоких комиссий и спокойно переживают уход клиента.
«Возникает вопрос — можно ли заработать, передав деньги такой команде? Ответ — да. Можно и не один год зарабатывать. Из 1024 команд одна команда должна 10 лет подряд генерировать прибыль. Если "ваши ребята" 10 лет подряд приносят вам прибыль — значит, где-то рядом минимум 1023 инвестора потеряли деньги. Какова вероятность заработать на 11 год? 50%», — добавляет Мовчан.
Несмотря на это, все разработчики алгоритмов не могут придумать ничего уникального, поскольку, даже если им удастся найти какую-то дыру на рынке, она проживёт не более нескольких наносекунд — их ловят сразу сотни других игроков. Но даже если в команде есть гений, который открыл какую-то закономерность, стратегию тут же скопируют и расшифруют крупные игроки, которые занимаются выращиванием и селекцией стратегий. И они моментально съедят всю прибыль и поменяют рынок так, что закономерность уже не будет работать.
«Откуда же берутся счастливые инвесторы, успешные локальные алгоменеджеры, адепты и апологеты, сотни постов и статей, прославляющих удачные алгоритмы? Оттуда же, откуда берутся дорогие гомеопаты, хиропрактики, тибетские медицинские практики и даже народные приметы. Их отец — человеческая психология (способность запоминать только то, что соответствует желаниям, способность принимать случайность за закономерность, готовность верить логичным доводам, даже если они оперируют на абсурдной базе, склонность игнорировать факты, идущие вразрез с нашими желаниями и пр.). Их мать — человеческая алчность: если вам свойственно заблуждаться, будьте спокойны — найдётся немало тех, кто на этом заработает. Их няня — асимметричность доходов управляющих: зарабатываете вы или теряете — управляющий всегда в плюсе», — заканчивает Мовчан.