Пандемия лишила российский бизнес 3,7 трлн рублей. Впереди миллионные траты на тестирование сотрудников
Настоящие убытки
В апреле 2020 года выручка российских компаний упала в среднем на 21% по сравнению с мартом. В частности, серьёзно пострадали железнодорожные перевозки, чей оборот за месяц сократился сразу на 74%, или 8 млрд рублей. Гостиничный бизнес за тот же период потерял 12 млрд рублей выручки, а предприятия в сфере культуры, спорта и развлечений — 18 млрд рублей.
Среди наиболее пострадавших отраслей также оказались автопроизводители, перевозчики наземным транспортом (в том числе такси), изготовители ювелирных украшений, музыкальных инструментов, игрушек, образовательные услуги, сфера общепита, добыча нефти и газа.
В абсолютном выражении наибольшие потери понесла оптовая торговля, чья выручка упала за апрель на 1,26 трлн рублей. Розничная торговля просела на 416 млрд рублей, продажи автотранспорта — на 346 млрд рублей, а добыча нефти и газа — на 324 млрд рублей.
«Бизнес из большинства отраслей во время пандемии коронавируса понёс огромные убытки, значительная часть которых не будет компенсирована отложенным спросом. Для российской экономики это означает сокращение производства, рабочих мест и доходов населения», — сделала вывод президент аналитической службы FinExpertiza Елена Трубникова.
Будущие расходы
С середины мая началось постепенное возвращение предприятий и людей в рабочий режим. Тем не менее риск распространения коронавируса сохраняется, поэтому работодателей обязали тестировать выходящих на работу сотрудников на COVID-19, а также обеспечивать их масками и санитайзерами на рабочих местах.
Между тем с конца апреля средняя стоимость теста выросла в полтора раза, а сроки получения результатов местами увеличились с трёх-четырёх до семи-восьми рабочих дней. Выведение из строя работников на этот срок может привести к издержкам крупных работодателей в десятки миллионов рублей в год. Только тесты на коронавирус обойдутся крупному предприятию в дополнительные 5 млн рублей в месяц, подсчитали представители отрасли.
Растущие затраты на выполнение рекомендаций Роспотребнадзора всё больше беспокоят бизнес. В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) уже попросили ведомство ограничить стоимость тестов в аккредитованных лабораториях, чтобы не допустить дальнейшего роста цен. Только в Москве с 12 по 31 мая работодатели должны были проверить на коронавирус не менее 10% сотрудников. С 1 июня тестирование нужно проводить каждые 15 дней.
А крупнейшие производители товаров повседневного спроса, входящие в ассоциацию «Русбренд» (Coca-Cola, Procter & Gamble, Nestlé, Unilever и др.), направили главе Минфина Антону Силуанову и руководителю Федеральной налоговой службы Даниилу Егорову письмо с просьбой разрешить вычитать расходы на тестирование работников из суммы доходов перед уплатой налогов.
Поправки в Налоговый кодекс от 22 апреля уже позволили вычитать из этой суммы расходы на покупку медицинских изделий, средств защиты и дезинфекцию помещений. Льгот на тестирование сотрудников поправками не предусмотрено.
Фото: Андрей Никеричев / Агентство «Москва»
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!