Останутся ли японские машины в России и что будет с ценами? Вот что говорят дилеры
Запрет на японские машины
Разберёмся в японских ограничениях. Первый запрет появился ещё в апреле 2022 года, когда из-за спецоперации на Украине против России ввели масштабные санкции. Тогда Япония запретила экспорт новых автомобилей люксовых марок, а также всех машин дороже 6 млн йен (почти 4 млн рублей по нынешнему курсу).
Новый запрет, о котором сообщила японская газета Yomiuri, предполагает запрет на экспорт машин следующих категорий:
- новые и поддержанные авто с двигателем больше 1,9 л;
- гибриды;
- электромобили.
И это притом, что в 2022 году Россия оказалась самым крупным импортёром машин с пробегом из Японии. Даже сейчас, по оценкам Drom.ru, в страну ежемесячно завозят из Японии около 20 000 подержанных машин.
Поэтому эксперты называют ожидаемое решение японского правительства выстрелом себе в ногу. Но как быть россиянам, которые ездят на «японцах» или собираются покупать машину из Японии?
Японские машины подорожают
Крупный российский автодилер «Авилон» ожидает, что японские марки на российском рынке неизбежно подорожают. Поставки не исчезнут, просто способы доставки усложнятся.
«Запрет на поставку в РФ автомобилей из Японии отразится на ценах — они вырастут на 10–15% независимо от колебаний национальной валюты. Рост стоимости будет спровоцирован усложнением логистики поставок японских автомобилей. Эту нишу за несколько месяцев займут производители китайских брендов», — сказал «Секрету фирмы» заместитель гендиректора «Авилона» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев.
Замещение японских марок китайскими предсказывают и в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Там отметили, что доставка машин, ввозимых по в РФ усложнится. Однако дилеры главную проблему видят не в этом, а в планах правительства повысить ставки утилизационного сбора на ввозимые в страну автомобили с 1 августа.
«Это окажется заградительным барьером для автомобилей из других стран — как новых, так и с пробегом. Мы уже попросили правительство отложить повышение утильсбора на дефицитном рынке, пока он не восстановится. То есть пока объём продаж не достигнет хотя бы 1,7 млн автомобилей в год», — сказали в ассоциации.
Что касается запчастей, то с ними ситуация тоже может усложниться. Директор сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова сказала «Секрету», что компания ожидает подорожания деталей из-за роста курсов валют.
Как вырастет утильсбор
По новым ставкам для юридических лиц вырастет таким образом:
- за машину с двигателем объёмом до 2 л — со 178 400 до 300 000 рублей;
- при объёме от 2 до 3 л — с 281 600 до 844 000 рублей;
- за электромобиль — с 32 600 до 360 000 рублей;
- за авто с двигателем объёмом больше 3 л — с 445 000 до 970 000 рублей.
Физлицам тоже придётся несладко. Россияне, которые ввозят машины из-за рубежа и оформляют на себя для перепродажи (а именно так в Россию завозят и японские авто), платят утильсбор по ставке физлица — 3400 рублей за новую и 5200 рублей за авто от 3 лёт. Однако по новым правилам, если «физик» захочет продать машину в течение 3 лет, то ему придётся платить сбор по ставке юрлица.
Больше всего сбор ударит по фирмам, которые привозят и оформляют машины на частников с последующей продажей дилеру или клиенту. С японскими марками происходит именно так. Теперь же оформить машину на частное лицо для получения полного пакета документов не получится, опасаются участники рынка.
Но в выигрыше останутся киргизские и казахстанские импортёры, которые помогают с ввозом в Россию автомобилей — например, из Китая. О самых популярных у россиян китайских моделях авто мы рассказывали здесь.