Новостные агрегаторы собираются приравнять к СМИ
Крупные новостные агрегаторы, такие как Google и «Яндекс», могут приравнять к СМИ. Соответствующие поправки к закону «Об информации, информтехнологиях и о защите информации» и к Кодексу об административных правонарушениях внесены в Госдуму, пишет газета «Коммерсантъ».
Документ предусматривает введение особого правового режима для интернет-ресурсов, которые собирают, обрабатывают и распространяют информацию и аудитория которых превышает 1 млн человек в сутки. Для таких сайтов предлагается ввести термин «новостной агрегатор», их реестр должен вести Роскомнадзор. В документе оговаривается, что агрегаторы должны будут «проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации», в том числе источником которой является СМИ, и предполагает внесудебное «принятие мер по пресечению распространения недостоверной информации» по жалобе уполномоченных органов, список которых будет уточнён.
По данным источника издания в Госдуме, под действие закона, в случае если он будет принят, попадут до 30 крупных компаний, среди которых — «Яндекс», Mail.Ru, Google, Rambler, «ВКонтакте», «Спутник», Facebook, Twitter и другие.
«Агрегаторы по влиятельности превосходят СМИ. Но мы не хотим создать им условия для некомфортной работы, поэтому право обратиться в Роскомнадзор даём только профильным ведомствам, а не гражданам», — прокомментировал один из авторов проекта, член фракции «Справедливая Россия», участник ОНФ Алексей Казаков.
Кроме того, для интернет-агрегаторов предлагается ввести те же самые правила, что и для СМИ с иностранным капиталом, и ограничить зарубежное участие в них 20% акций. На то, чтобы привести структуру компаний в соответствие с новыми требованиями законодательства, будет отведено шесть месяцев. За отказ от удаления информации по требованию Роскомнадзора агрегаторы будут штрафовать на сумму от 400 000 рублей для физических лиц и до 5 млн рублей для юридических лиц.
Сервис «Яндекс.Новости» просто не сможет существовать, если будет вынужден проверять новости, прокомментировали в пресс-службе компании: «Каждый день "Яндекс.Новости" индексирует более 100 000 новостных сообщений от почти 7000 источников. У "Яндекс.Новостей" нет редакции, сервис автоматически собирает сообщения от партнёров и в том же виде показывает их заголовки и фрагменты. Полные тексты новостей новостной агрегатор "Яндекса" не публикует — читатели переходят по ссылкам на сайты партнёров. Таким образом, "Яндекс.Новости" объективно ограничен в возможности проверки законности и достоверности новостной информации, подготовленной третьими лицами, и не может нести ответственность за такую информацию».