Ни концертов, ни доверия. Российские перекупщики билетов остались без прибыли
О почти нулевых продажах рассказали организатор международного форума музыкальной индустрии Colisium Сергей Бабич, глава Ассоциации билетных брокеров Василий Подорольский и председатель Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций Владимир Зубицкий.
В доковидном 2019 году через брокеров реализовывалось, по оценке Бабича, около 5% всех билетов, по оценке Зубицкого — 5–10%.
Билетные брокеры — это легальные компании, имеющие официальное юрлицо. Они платят сотрудникам белые зарплаты, а также платят налоги — в отличие от простых спекулянтов, нарушающих закон.
К концу июня легальных перекупщиков на рынке было не больше 20, отметил Бабич. До пандемии их насчитывалось больше 300. Тогда им удавалось зарабатывать 15–20% сверх официальных расценок всех выпущенных в продажу билетов, сейчас этот показатель меньше 3%.
В 2019 году продажи билетов на концерты приблизились к 100 млрд рублей, рассказал РБК главный редактор агентства InterMedia Евгений Сафронов. В эти цифры входит и реализация через перекупщиков. В пандемийном 2020 году общие продажи билетов сократились до 28 млрд рублей — и то за счёт работы в первые месяцы года. В 2021-м был зафиксирован незначительный рост — до 30–35 млрд руб. Примерный прогноз на 2022 год — 50 млрд рублей.
Как работают перекупщики
По закону распространители билетов не имеют права устанавливать наценку больше 10%. Сами брокеры чаще всего работают по трём схемам.
Первая — наценка действительно не превышает 10%. Вторая схема удобна брокерам, находящимся в тесном контакте с организаторами. Если спрос на билеты высокий, они просят организаторов официально переоценить билет. Тогда почти все билеты реализуются через перекупщиков.
Третья схема состоит в том, что брокер выставляет билет без указания стоимости, а в случае запроса на покупку перевыпускает его уже с наценкой.
Почему нет спроса
Главной причиной падения спроса на услуги перекупщиков Бабич называет отсутствие мероприятий, вызывающих особый ажиотаж. К таким можно отнести, например, выступление Thirty Seconds to Mars в «Олимпийском» в 2018 году или Rammstein и Muse в «Лужниках» в 2019-м.
Бабич рассказал, что вторичный рынок живёт за счёт излишнего ажиотажа и агрессивного маркетинга. А само количество мероприятий сейчас составляет всего 25% от уровня 2019 года. Таким образом, брокерам попросту нечего продавать. Самим организаторам концертов от этого не лучше, считает он. Дело в том, что без брокеров почти невозможно организовать большой концерт: брокеры авансируют такие шоу, заранее внося определённую сумму на выкуп части билетов.
Перекупщики работают на дефицитных билетах, подтвердил Сафронов. «Такие билеты всегда связаны со звёздами, которых сейчас на рынке намного меньше: зарубежные исполнители от выступлений отказались, значительная часть российских — тоже», — сказал он.
Выход — в театре
Единственная сфера, где сейчас остаются перекупщики, — театры, утверждает Бабич. Зубицкий главной жертвой перекупщиков назвал Большой театр.
Перекупщики могут продавать те билеты в театр, которые он выделяет для спонсорских организаций и которые находятся в статусе брони. Часто «забронированные» гости не приходят на показ, но билеты не возвращаются в кассы, а уходят перекупщикам.
Бывший руководитель компании Ticketland Виталий Виноградов заявлял ранее, что у перекупщиков существует «договорённость с сотрудниками театра», по которой подобные брони при отказе гостя реализуются через вторичный рынок.
Почему упал спрос
Спрос на услуги перекупщиков впервые упал в пандемию, рассказал владелец одной из крупных платформ по перепродаже билетов. Тогда организаторы не спешили возвращать деньги, предлагая пойти на следующий концерт. Зрители же требовали деньги от компаний вторичного рынка, где они билеты покупали, — а те могли вернуть их только за свой счёт. Возвращали не все.
«В этот момент и проявилось недоверие со стороны зрителя, причём не только к тем, кто перепродаёт билеты, но и к организаторам. Поэтому сейчас абсолютное большинство зрителей покупают билеты за несколько дней до концертов, а это невыгодно», — рассказал собеседник РБК на брокерском рынке.
Создатель платформы eTicket4 Даниил Кручинин же считает, что с февраля 2022 года показатели продаж стали чуть лучше, чем в начале пандемии, — в основном за счёт спортивных мероприятий и спектаклей в театрах. Он привёл в пример матчи «Зенит» — «Спартак» в рамках Суперкубка России и «Динамо» — «Спартак» в рамках финала Кубка России.
Ранее стало известно о «космическом ценнике», который назначает за свои выступления Алла Пугачёва. Оказалось, что её концерт стоит €350 000. Продюсер Сергей Лавров рассказал, что звезда не испытывает недостатка в деньгах и готова ждать щедрого заказчика.