secretmag.ru
Новости7 мин.

Переобулась в консерватора и песочила РФ. Кто такая Лиз Трасс и что ждёт Россию с таким премьер-министром Великобритании

Новым лидером британской Консервативной партии стала министр иностранных дел Лиз Трасс — на этом посту она сменила скандально известного Бориса Джонсона, которого, хоть и не с первого раза, но всё же спровадили в отставку. Трасс станет третьей женщиной — руководителем кабмина Великобритании за всю историю страны. Впереди у неё немало трудностей — нужно справляться с рекордной инфляцией, социальным напряжением и энергетическим кризисом в разгар зимы. А ещё что-то делать с Россией. Какой путь прошла Лиз Трасс и что ждёт отношения Москвы и Лондона с новым жильцом на Даунинг-стрит?

Мэри Элизабет (Лиз) Трасс родилась 26 июля 1975 года в Оксфорде. Когда ей было четыре года, семья переехала в шотландский город Пейсли (здесь Лиз пошла в начальную школу), а позже — в английский Лидс, третий по величине город страны.

Её отец Джон Кеннет работал профессором математики (в том числе в Университете Лидса), а мать Присцилла Мэри Трасс была медсестрой и педагогом. Позже в семье родились ещё трое детей.

После школы Трасс изучала философию, политику и экономику в Мертон-колледже Оксфордского университета. До прихода в большую политику она занимала должность заместителя директора аналитического центра Reform — он привлекал частный бизнес в сферу общественных служб.

Также Трасс работала в областях энергетики и телекоммуникаций на позициях коммерческого менеджера, финансового директора и специалиста по управленческому бухгалтерскому учёту (в том числе в корпорациях Shell и Cable&Wireless).

Политическая карьера Трасс на федеральном уровне началась в 2010 году — тогда она одержала победу на выборах (после двух неудач подряд) и стала членом британского парламента. В сентябре 2012 года она заняла должность парламентского помощника министра образования, а в июле 2014 года Трасс в возрасте 38 лет стала министром по вопросам окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства — кстати, самой молодой женщиной в истории британского кабмина.

В июле 2016 года Лиз Трасс стала министром юстиции и первой в истории женщиной — лорд-канцлером (эти посты в Великобритании объединены с 2003 года), но покинула должность уже в июне 2017 года, после чего стала главным секретарём казначейства. В июле 2019 года Трасс перешла на пост министра внешней торговли, а в сентябре того же года дополнительно заняла должность министра по делам женщин и равных возможностей (всё ещё находится на этом посту).

С сентября 2021 года Трасс выступает в роли министра иностранных делам, по делам Содружества и международного развития Великобритании. Это уже шестая руководящая должность Лиз в британском правительстве.

За 12 лет она успела поработать под началом Дэвида Кэмерона, Терезы Мэй и Бориса Джонсона — последнего она подсидела и сместила с поста премьер-министра и руководителя Консервативной партии Великобритании.

Что касается семьи, то в 2000 году Лиз Трасс вышла замуж за финансиста Хью О’Лири.

В 2004 году закрутила шашни со своим политическим наставником, парламентарием Марком Филдом. Связь продлилась около 18 месяцев и прекратилась в июне 2005 года. Тогда 12-летний брак Филда завершился разводом, а вот свой брак Трасс удалось сохранить — она уверяла мужа, что именно он, а не её любовник — отец их первой дочери Фрэнсис 2006 года рождения. Позже в их семье родилась ещё одна девочка — Либерти. О романе узнали четыре года спустя — это вызвало скандал в обществе и могло стоить Трасс политической карьеры, но действительно серьёзных последствий она всё же избежала.

Политические взгляды

Родители Лиз Трасс придерживались левых взглядов и поддерживали лейбористов. Её мать участвовала в кампании за ядерное разоружение, а сама Трасс ещё в детстве вместе с родителями участвовала в акциях протеста против консервативного правительства Маргарет Тэтчер, выкрикивая «Мэгги, Мэгги, Мэгги! Вон! Вон! Вон!».

Ту же Маргарет Тэтчер будущий политик сыграла в одной из школьных постановок в шотландском Пейсли. Там консерваторы совсем не пользовались популярностью. Как вспоминала Трасс, во время спектакля ей в образе Тэтчер не удалось получить ни одного голоса — даже она не стала голосовать за себя.

Во время учебы в Оксфордском университете она возглавила местное отделение Либерально-демократической партии — тогда Трасс придерживалась республиканских взглядов. Первой заметной речью Трасс стало выступление на съезде партии в 1994 году, в котором она призвала и вовсе отменить монархию в Великобритании. Помимо того, Трасс поддерживала легализацию каннабиса (позже она изменила свою позицию по этому вопросу).

Несмотря на высокую узнаваемость в либеральных кругах, к началу 2000-х годов Трасс изменила свою политическую позицию и прибилась к консерваторам. Это решение в её семье не поддержали — известно, что отец Трасс отказался участвовать в её первой предвыборной кампании в 2001 году. Уже в 2022 году он якобы был потрясён «обращением» дочери в крайне правую политику — это даже негативно повлияло на их отношения.

Сама Трасс столь резкий разворот объясняла так: «Я познакомилась с некоторыми тори (члены Консервативной партии. — Прим. "Секрета") и поняла, что у них нет двух голов и они в действительности хорошие люди».

Некоторые её знакомые утверждали, что причиной трансформации стало посещение стран Восточной Европы, где молодую Трасс захватило «ощущение найденной вновь свободы». Другие же настаивали, что в действительности Лиз понимала, что у Либерально-демократической партии нет особых шансов на политической арене в ближайшее время, и решила переметнуться к фаворитам.

Взгляды Трасс нашли отражение в консервативной брошюре «Британия освобожденная», которая вышла в 2010 году. В ней парламентарии озвучили свои предложения по восстановлению экономики страны путём отказа от государственного регулирования и поддержки инноваций.

Однако книга не понравилась британским рабочим из-за фразы: «Британцы — одни из самых больших бездельников в мире» (в брошюре всего лишь говорилось о низкой производительности труда в стране).

Также Трасс выступала за снижение налогов, была в авангарде Брексита и занималась заключением новых торговых соглашений со странами — участницами объединения.

А возглавляя британский МИД, Трасс с яростью критиковала Москву.

Отношение к России

Фото: elizabethtruss.com

Вскоре после вступления в должность министра иностранных дел Великобритании Лиз Трасс стала уделять России ну очень много внимания.

В ноябре 2021 года, спустя два месяца на посту, она призвала Москву вмешаться и положить конец «постыдному искусственному» кризису мигрантов на белорусско-польской границе. Она утверждала, что именно Россия якобы несёт ответственность за происходящее и в связи с этим должна надавить на Минск.

В декабре того же года Трасс встретилась со своим российским коллегой Сергеем Лавровым в Стокгольме и призвала РФ отказаться от конфликта с Украиной из-за Донбасса. Эту же тему стороны продолжили обсуждать и в начале февраля 2022 года в Москве. Переговоры провалились. Тогда Лавров говорил, что британско-российские отношения чуть ли не достигли дна.

Кстати, тогда же Трасс утверждала, что Лондон никогда не признает суверенитет России над Воронежем и Ростовом (позже она извинилась за это высказывание).

Уже после начала российской военной операции Трасс:

  • заявляла, что поддержит британцев, которые отправятся на Украину для поддержки местных военных, — позже ей пришлось объясняться;
  • призывала ограничить импорт российских нефти и газа;
  • отмечала, что российскую экономику стоит вернуть в «советскую эпоху»;
  • называла президента РФ ответственным за потенциальный продовольственный кризис.

Что будет дальше

Опрошенные «Секретом» политологи сходятся во мнении — с новым британским премьером отношения между странами либо останутся на нынешнем плохом уровне или вовсе пробьют дно. В частности, профессор факультета социальных наук департамента политики и управления НИУ ВШЭ Алексей Макаркин убеждён, что отношения двух стран и так фактически отсутствуют, позиция Лиз Трасс по поводу России не сильно отличается от позиции Бориса Джонсона, а российские власти относятся к двум политикам примерно одинаково — но с одним нюансом.

Фото: elizabethtruss.com

В целом же изменений ждать не приходится. Что касается украинского конфликта, Великобритания и дальше будет поддерживать Украину, поставлять ей вооружение, а также обучать солдат, отметил эксперт.

Аналогичной точки зрения придерживается и доцент кафедры политической теории МГИМО МИДа России Кирилл Коктыш. Он отметил, что и Борис Джонсон, и Лиз Трасс выступают не политическими деятелями, а политическими акторами — зависимыми от других сил политиками. «Поэтому здесь смена актёрского состава принципиально не влияет. Только Лиз Трасс гораздо хуже образована по сравнению с Борисом Джонсоном. Поэтому я думаю, что мы станем свидетелями тоже, в общем-то, достаточно ярких и экстравагантных манер нового премьер-министра», — дополнил он.

При этом директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников считает, что российско-британские отношения после вступления Трасс в должность могут ухудшиться.

«Она не очень компетентная, зато очень активный русофоб. Мы видим, что она не очень хорошо представляет, что такое Россия, не очень хорошо разбирается в экономике, но зато выступает с энергичными, эмоциональными и эпатажными заявлениями. Она будет продолжать делать это и дальше. Антироссийская политика будет зашкаливать», — подчеркнул он.

Эту политику, уверен Солонников, Трасс будет использовать для того, чтобы отвести внимание от внутренних проблем страны и переложить ответственность за происходящее на внешние силы. Сбудутся ли прогнозы экспертов, станет известно уже в ближайшие месяцы.

Фото: elizabethtruss.com