secretmag.ru
Новости4 мин.

Летающие маршрутки. Как россияне путешествуют на бизнес-джетах в складчину

Что такое джетшеринг и куда можно на нём отправиться
Из-за пандемии огромное число стран закрыто для авиапутешественников. Но только не для тех, кто может полететь на частном самолёте. Если раньше бизнес-джеты можно было арендовать только целиком, то теперь можно оплатить лишь одно кресло и лететь по любому нужному направлению. Это называется джетшеринг. «Секрет фирмы» узнал, как работает этот сегмент и почему у него нет будущего.

Из-за коронавируса между Россией и 48 странами закрыли регулярное авиасообщение, по данным Ростуризма. Обратный процесс идёт крайне медленно. В апреле Россия формально восстановила авиационное сообщение с несколькими странами: Хорватией, Германией, Венесуэлой, Сирией, Таджикистаном, Узбекистаном и Шри-Ланкой. Однако объёмы перевозок весьма скромные.

C 15 апреля до 1 июня российские власти приостановили чартерное авиасообщение с Турцией. На это направление тут же пришёл джетшеринг: уже запланировано несколько рейсов — до и после майских праздников.

Джетшеринг — это аренда кресел в самолетах бизнес-авиации, которые в условиях жёстких коронавирусных ограничений летают там, где нет или не хватает регулярных рейсов гражданской авиации. Это частные самолеты, как правило до 15 мест, которые обычно арендуют для частных (семейных) или корпоративных полётов.

«До пандемии регулярного шеринга в России не было, лишь редкие рейсы на курорты типа Куршевеля, пару раз в новогодние праздники. Когда началась пандемия, шеринг для многих стал единственным способом выбраться из стран, откуда не было никакого сообщения, — рассказывает гендиректор Национальной чартерной компании Марк Кузнецов. — Грубая аналогия: помните маршрутки в своё время в Москве, когда не было нормального общественного транспорта? Вот здесь то же самое!»

Сколько стоит перелёт

Пассажир платит не за весь самолёт, а только за своё кресло, благодаря чему стоимость перелёта примерно равна первому классу на регулярных рейсах и приближается к цене билета бизнес-класса во время пиков спроса (на праздники или детские каникулы), объясняет коммерческий директор компании «Люксаэро» Ирина Чернегова.

Например, за кресло до Тивата (столица Черногории) придется отдать порядка €3000, в то время как арендовать джет целиком стоит около €20 000. До Западной Европы можно долететь примерно за €4000, а за билет до Мале (столица Мальдивской Республики) в один конец придётся отдать уже до €10 000. Билет в Турцию (Бодрум) обойдётся в €5500 (туда-обратно).

Как правило, цена фиксированная и не зависит от наполняемости самолёта. Джетшеринговые компании просто отменяют рейсы, если не набирается определённое количество пассажиров. Это минус — на регулярных рейсах такое в принципе невозможно. Иногда операторы делают распродажи в последний момент, чтобы не отменять полёт.

В среднем на 13-местный самолёт нужно набрать порядка 15–16 человек (то есть по семь-восемь пассажиров туда-обратно), чтобы рейс окупился.

Кто и как организует рейсы

Операторов джетшеринговых рейсов в России не так много — их организуют пять компаний. Никто из них не специализируется только на джетшеринге. Чаще всего и самолёты им не принадлежат — они их арендуют у владельцев бизнес-джетов.

Сейчас, по словам Чернеговой, операторы джетшеринга, по сути, копируют друг друга: предложить уникальные условия не может ни одна компания. «Например, когда запустили джетшеринг в Дубай, все компании начали рекламу этого направления, но при подсчёте стоимости кресла у всех получились примерно одинаковые цифры», — сказала она.

Направлений — около десятка. Самые популярные — те, где живут много русских: Тиват, Ларнака, Ницца, Малага, Дубай, Рига, Мале. Периодически появляются и пропадают европейские направления, такие как Лондон, Мюнхен, Женева, Барселона.

Каждый полёт бизнес-авиации должен быть согласован и одобрен. Вначале перевозчик через агента направляет заявку в Росавиацию, где ей присваивают номер. Если Росавиация её одобряет, оператор оформляет сопроводительное письмо в оперативный штаб по противодействию пандемии. Если штаб даёт добро, обратно по цепочке выдаётся разрешение на вылет. Схема довольно громоздка, и нередко (при резком увеличении числа рейсов) разрешения выдаются в последний момент — за день или пару часов до вылета.

Станет ли джетшеринг привычным и популярным, как каршеринг

Несмотря на востребованность этого вида перевозок, эксперты уверены, что популярность эта будет краткосрочной.

«Джетшеринг оказался в нужное время в нужном месте и смог собрать с рынка авиационных перевозок самые жирные сливки, но говорить о том, что он и после пандемии сможет удержаться на завоеванных позициях, я бы не стал», — отметил партнёр консалтинговой компании Colliers International Владимир Сергунин.

Он считает, что по-настоящему богатые люди как летали на бизнес-джетах без случайных попутчиков, так и продолжат это делать. А те, кто летал джетшерингом в течение года, после нормализации ситуации в большинстве своём вернутся в привычные кресла бизнес-класса.

С этим согласны и представители рынка. «Первый класс любой 4–5-звёздочной авиакомпании обеспечивает куда большую приватность, комфорт и качество сервиса, чем джетшеринг, причём по более низкой цене», — признаёт Марк Кузнецов, подчёркивая, что как только на какое-то из направлений возвращаются хорошие регулярные рейсы, с него практически сразу уходит джетшеринг.

Эксперты сходятся во мнении, что лишь порядка 10% пассажиров, использующих джетшеринг сегодня, останутся на таких рейсах, а остальные вернутся в бизнес-класс. Если услуга сохранится после пандемии, целевой аудиторией шеринга останутся только большие хорошо обеспеченные семьи или компании состоятельных друзей.

Коллаж: «Секрет фирмы» , Depositphotos