Крупным торговым центрам предрекли запустение
При позитивном сценарии уровень свободных площадей в торговых центрах может составить 10–12% к концу 2022 года. Он предусматривает плавный рост доли свободных площадей и постепенное восстановление активности арендаторов. Но предпосылок для него нет, заявил президент Российского совета торговых центров (РСТЦ) Дмитрий Москаленко. По его мнению, нужно ждать 15%-ного опустения ТЦ к концу года.
Цифра может вырасти до 17%, если владельцы ТЦ не найдут, кем заменить уходящих ретейлеров, считает региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia Евгения Хакбердиева.
Если все компании, которые приостановили работу в России, уйдут с рынка, доля свободных площадей в Москве может превысить и 30%, предположила директор департамента торговой недвижимости Accent Capital Светлана Кузьмина. В целом по России освободится около 3 млн кв. м торговых площадей. Общая площадь торговых центров в стране, по данным Nikoliers, около 30 млн кв. м.
Больше всего потеряют «сверхкрупные» торговые центры (площадью более 80 000 кв. м) за МКАД. В самых больших комплексах доля приостановивших работу арендаторов составляет от 25% до 45%, пояснила Никандрова. У них есть уникальные арендаторы, не имеющие альтернатив на рынке, как, например, IKEA. У многих клиентов пропадёт смысл ехать на МКАД, ведь те же самые магазины есть внутри города. Маленькие ТЦ с арендной площадью 3000 — 14 000 кв. м оказались в выигрышной ситуации: у них почти нет международных операторов, так как они не подходят им по формату.
Доля арендаторов, приостановивших работу в России, составляет от 10% до 30% площадей в торговых центрах Москвы. Они продолжают платить аренду, но со скидками (для этого к заключены дополнительные соглашения, действующие до сентября-октября). В РСТЦ размер подобной скидки оценили в 10–90%. При этом Госдума уже упростила для арендодателей механизм расторжения договоров с брендами, остановившими работу магазинов. Такое решение называют мерой давления на иностранных арендаторов в переговорном процессе об условиях аренды.
Многие ТЦ заняли выжидательные позиции и изучают бренды из Турции, Китая, Индии, Ирана, Белоруссии, а также прорабатывают стратегии смены концепций своих объектов, добавили в CORE.XP.
Президент управляющей компании Becar Asset Management Александр Шарапов заявил, что из-за ухода иностранных брендов россияне всё реже посещают крупные торговые центры, трафик не упал только у небольших объектов рядом с метро. По его словам, в скором времени в российских городах могут образоваться целые «кладбища» из опустевших ТЦ. В США переформатировать торговые центры не удалось и сейчас они стоят как «памятники эпохи развитого ретейла», добавил он. А значит, в России тоже, скорее всего, не удастся переделать крупные площади под другой бизнес.
Фото: Unsplash, Unsplash License