Розничные сети столкнулись с нехваткой сотрудников в России
О нехватке работников рассказали сразу несколько крупных ретейлеров. В «Ленте» сообщили, что в зависимости от региона укомплектованность штата составляет от 65 до 92%. В Decathlon заявили, что с дефицитом персонала сталкиваются только в крупных городах.
Снижение интереса к вакансиям компании подтвердил директор по кадрам Fix Price Антон Максименко. Он объяснил нехватку персонала дефицитом трудовых мигрантов и оттоком с рынка работников старшего возраста из-за опасений заразиться коронавирусом.
По данным HeadHunter, в октябре число вакансий кассиров выросло на 196% год к году, до 32 900, количество вакансий мерчандайзеров — на 160%, администраторов магазинов — на 377%. У Superjob в октябре число вакансий кассиров увеличилось на 153%, мерчандайзеров — на 57%, администраторов магазинов — на 94%.
Количество резюме по этим профессиям у Superjob упало за год на 12–17%. В 2021 году желающих работать в рознице стало вдвое меньше, чем в прошлом, сообщили изданию в сервисе «VK Работа».
Участники рынка называют разные сопутствующие причины нехватки кадров. Вице-президент Inventive Retail Group Ксения Васильева считает, что на снижение количества работников повлиял демографический кризис 1990-х годов, из-за которого уменьшилось трудоспособное население. Нехватка персонала также может быть связана с открытием новых точек продаж крупными сетями, считает коммерческий директор «Работа.ру» Владимир Корицкий.
Многие потенциальные продавцы ушли работать курьерами, при этом в стране сохраняется и дефицит доставщиков, рассказал гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. В «Яндексе» снижения количества курьеров не заметили.
Статистика на рынке труда также не подтверждает того, что все кассиры ушли в курьеры, сказала глава исследовательского центра Superjob Наталья Голованова. Она отметила, что среди кассиров, мерчандайзеров и администраторов магазинов преобладают женщины, а среди курьеров — мужчины.
Чтобы сотрудники не ушли, ретейлерам приходится повышать зарплату линейного персонала, организовывать более удобный график и снижать штрафы, рассказал Бурмистров.
В «Ленте» начали внедрять проекты по премированию сотрудников, а в Fix Price пересматривают зарплаты, но пока не спешат делать их выше рынка, потому что это увеличит инфляцию и в конечном счёте ударит по игрокам рынка.
Ранее «Секрет» писал, что покупатели стали меньше ходить в гипермаркеты «Ашан» и Metro. По итогам первого полугодия 2021 года эти торговые сети покинули десятку крупнейших по выручке ретейлеров России. Их места в рейтинге заняли Ozon и «Светофор».
Фото: Мобильный репортер/Агентство «Москва»