Кризис потребления до 2023 года. Россияне «включили» режим экономии на максимум
Коронавирусный кризис заставил большинство граждан сократить потребление товаров и услуг на 90%, и такая ситуация продлится как минимум полгода, спрогнозировали аналитики консалтинговой компании BCG и холдинга «Ромир» в своём исследовании потребительского спроса.
Вот на каких товарах планируют экономить россияне:
- 15% опрошенных снизили или планируют снизить расходы на бакалею, 16% — на замороженные продукты и консервы, 28% — на алкоголь;
- от 19% до 37% россиян планируют экономить на одежде и обуви;
- 25% потребителей сократят расходы на ювелирные изделия, 29% — на парфюмерию;
- 34% планируют перестать тратиться на мебель и предметы интерьера, 35–37% отложат покупку электроники и бытовой техники;
- 34% опрошенных будут экономить на доставке еды и начнут готовить дома;
- 51% минимизируют траты на досуг. По 34% станут реже ходить в кинотеатры и рестораны, 36% придётся отложить посещения спа-салонов.
Аналитики указали, что есть и категории, потребление в которых только возрастёт. Так, из-за самоизоляции россияне стали чаще тратиться на свежие продукты, которые они теперь могут приготовить дома. Возросли расходы также на коммунальные услуги, интернет и связь, безрецептурные лекарства и онлайн-видеосервисы.
Но в целом ситуация по стране видится исследователям депрессивной. В ретейле худшие перспективы у торговых центров — там расходы сократят 47% опрошенных. Ещё 40% планируют отказаться от трат в заведениях уличной торговли.
Как реагируют продавцы?
Президент «Ромира» Андрей Милёхин отметил, что к настолько стремительному обвалу был не готов никто. По его словам, Россия вместе со всем миром оказалась в «идеальном шторме» и предвидеть настолько негативный сценарий не могли ни граждане, ни элиты. При этом сокращение затрат, создание запасов и рост расходов на домашний досуг — естественное развитие событий в нынешнем кризисе, полагает он.
В BCG указали, что восстановление потребительского спроса может начаться только с ростом располагаемых доходов, а оно прогнозируется не раньше чем во второй половине 2021 года. Из острой фазы кризиса многие люди выйдут без работы или с упавшими доходами, отметили аналитики. При умеренно оптимистичном сценарии потребление вернётся на докризисный уровень в течение трёх лет.
Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова добавила, что динамика восстановления будет зависеть от развития эпидемии. Сейчас россияне даже при наличии ресурсов ведут себя осторожно и не рискуют лишний раз выходить в магазин.
Кроме того, участники рынка прогнозируют, что пандемия коронавируса во многом изменит образ жизни людей, поэтому спрос в каких-то областях неминуемо упадёт. Так, рестораны прогнозируют заполняемость в ближайшие полгода не более чем в 20–30% от докризисной, и то если удастся открыться. А по мнению президента сети Baon Ильи Ярошенко, людям больше не потребуется столько одежды, сколько они покупали раньше. «Чем дольше будет карантин, тем хуже будет всем в непродуктовом ретейле», — подытожил он.
Вся актуальная и точная информация о распространении коронавируса в России — на сайте стопкоронавирус.рф.